Helsingin Sanomat (Финляндия): финский исследователь российской культуры восхищается смелостью русских

«Там есть люди, которые не боятся смертельной опасности»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финский культуролог Элина Кахла с молодости посвятила себя русской культуре и языку, в 20 лет приняла православие. Сейчас она считается опытным «ветераном» в исследованиях России, и у нее есть свое мнение о том, в каком направлении идет развитие нашей страны, и чем русские отличаются от финнов.

В семье культуролога Элины Кахла (Elina Kahla) с уважением относились к языкам и литературе, печатному слову.

Ее отец Мартти — литератор и лингвист, мать Сейя 30 лет проработала редактором в газете «Хельсингин саномат».

Элина была единственным ребенком и впитала атмосферу своей семьи — и уже в четыре года сама научилась читать.

«Отец любил разговаривать со мной о том, что его интересовало, и в шутку обращался ко мне на „вы" — но во время работы его нельзя было отвлекать», — вспоминает Элина Кахла.

«Мама была моим главным героем, и в семье она решала все практические вопросы. Я понимала, что для родителей я была очень важна».

Теоретические дисциплины стали любимыми спутниками девочки.

Она также увлекалась искусством, состояла в киноклубах, пробовала заниматься писательством.

Важнейшим общественным опытом Кахла считает свое участие в мероприятии экологического движения «Койярви» (Koijärvi) весной 1979 года.

«Я провела на мероприятии один или два дня. Присоединилась к вегетарианству, начала выступать против ядерной энергетики».

Загадочной русской культуре Элина Кахла посвятила себя в ранней молодости.

Со временем это проявилось в любви к русскому языку и культуре, православной вере и отношении к народам, родственным финскому. В 20 лет она приняла православную веру.

Изучая русский в университете, Кахла познакомилась с увлеченными своим делом людьми. Например, в 1980-е годы появились новые исследования профессоров Пекки Песонена (Pekka Pesonen) и Наталии Башмакофф (Natalia Baschmakoff).

Своим главным вдохновителем она называет профессора Тартуского университета семиотика Юрия Лотмана.

«Мы все появились из рукава Лотмана», — подытоживает она.

У Кахла было много направлений работы, но все они так или иначе были связаны с Россией. Пожалуй, ее уже можно назвать опытным «ветераном» в исследованиях России. Страна и культурные явления были изучены вдоль и поперек.

Чем же русские отличаются от нас, финнов?

«Русских отличает сильная самодостаточность, им прививают мысль, что они всегда были и будут великими. Поэтому они всегда очень недовольны, если им пытаются привить что-то извне», — говорит исследователь.

«Это неоспоримая национальная гордость. Что великий Пушкин — наше все, как и Толстой, Лермонтов, Достоевский…»

В России столетиями господствовали сильные социальные различия и классовые границы, что и сейчас отражается на поведении русских.

«Грубо говоря, если будешь высовываться, то тебя так или иначе остановят. Это они усвоили четко», — говорит Кахла.

«В ином мнении признаются только в личных разговорах, за столом или на скамейке в парке».

Исследователя очень привлекает тот факт, что в России у всего есть две стороны, есть официальная и неофициальная культура.

«В русских много смелости — люди выходят на протест и не боятся смертельной опасности».

К главному направлению развития российского общества Кахла относится скептически.

«Боюсь, выбран довольно неудачный курс. Кажется, Путин закоснел, он считает цифры, меняет кадры. Беспокоит и то, что помощники Путина могут бояться рассказать ему правду».

Настоящим спасением на протяжении истории России были разные независимые сообщества. В современной России это, к примеру, организации для лечения наркозависимых, которые чаще всего создаются их же собственными силами.

Небольшое сообщество, которому Кахла уделяет в последнее время особое внимание — самый северный православный монастырь в мире, который находится в Печенге.

В своем новом исследовании она рассказывает о долгой истории монастыря, а также о его уничтожении в советское время после войн.

«На написание книги, конечно, ушло много сил, — признает Кахла. — К счастью, она уже готова».

Кто?

Элина Кахла

Родилась в 1960 году в финском городе Эспоо.

Окончила школу смешанного обучения в Хельсинки в 1979 году, стала кандидатом философских наук в 1985 году (Хельсинкский университет), получила степень доктора философии в 2007 году (Университет Восточной Финляндии).

Заведующая редакцией Александровского института при Хельсинкском университете и исследователь с 1996 по 2012 год, с 2016 года числится исследователем.

Руководитель проектов Бизнес-школы Алвара Аалто с 1991 по 1996 год, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге с 2012 по 2016 год.

Автор многих исследовательских работ и статей. На Пасху было опубликована работа Элины Кахла о самом северном в мире православном монастыре и печенегских мучениках.

Перевела на финский язык книги Людмилы Улицкой, Марины Цветаевой и Евгения Водолазкина.

Главный редактор журнала «Иконописец» (Ikonimaalari) с 2017 по 2019 год. Член руководства общества «Авторы научной литературы» (Tietokirjailijat).

Живет в Хельсинки, замужем, два взрослых сына.

24 апреля Элине Кахла исполняется 60 лет.

Обсудить
Рекомендуем