The National Interest (США): Франция планирует перезагрузить свои отношения с Россией — возможно ли это?

Соглашение, которое позволит уменьшить риск развития ситуации в Европе по катастрофическому сценарию, в интересах обеих сторон

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Политики во Франции, Венгрии, Германии, Греции и, возможно, в некоторых других странах, хотели бы, чтобы отношения с Россией вернулись с нормальное русло. Однако, чтобы это произошло — и чтобы Европа и Соединенные Штаты отменили санкции — Москва должна будет пойти на некоторые существенные уступки, пишет автор.

Франция снова настаивает на налаживании отношений с Россией. В ходе встречи чиновников Евросоюза, которая прошла на этой неделе, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian) призвал расширить взаимодействие Европы с Россией. Во время Мюнхенской конференции по безопасности в феврале президент Франции Эммануэль Макрон призвал к улучшению долгосрочных отношений между Европой и Россией. Не только французы пытаются подтолкнуть Европу к налаживанию отношений с Москвой в эпоху после аннексии Крыма: политики в Венгрии, Германии, Греции и, возможно, в некоторых других странах, тоже хотели бы, чтобы отношения с Россией вернулись с нормальное русло. Однако, чтобы это произошло — и чтобы Европа и Соединенные Штаты отменили санкции — Москва должна будет пойти на некоторые существенные уступки, учитывая тот факт, что в 2014 году она перечертила европейские границы с помощью силы. Хотя такое соглашение кажется маловероятным, представить себе его содержание не слишком трудно, и, вполне возможно, та польза, которую можно будет извлечь из смягчения напряженности в отношениях между Москвой и Западом, действительно будет стоить затраченных усилий.

С точки зрения России, возвращение к нормальным отношениям с Западом в первую очередь будет означать снятие тех экономических санкций, которые негативно сказываются на банковском и финансовом секторах, на энергетическом секторе и оборонно-промышленном комплексе. Макрон утверждает, что эти санкции не работают, и в данном вопросе он одновременно прав и неправ. Очевидно, эти санкции не заставили Москву вернуть Крым Украине или положить конец военной кампании в Донбассе. Тем не менее, эти санкции в совокупности с низкими ценами на нефть явным образом негативно отразились на состоянии российской экономики. Отчасти именно из-за застоя в экономике рейтинг президента России Владимира Путина заметно снизился. В общем и целом, западные санкции негативно сказались на мощи России, и Москва хочет добиться их отмены.

Если Запад согласится снять санкции, согласится ли Путин вернуть Крым Украине? Вероятнее всего, нет. Но согласится ли Путин хотя бы уйти из Донбасса? Возможно, да. Хотя такой обмен — снятие западных санкций в обмен на уход России из Донбасса — будет не совсем равнозначным. Даже если российские силы покинут Донбасс, это не должно служить поводом для полной отмены санкций. В конце концов, когда Россия вторглась и захватила Крым, она нарушила не только нормы поведения, но и нормы международного права и свои собственные договорные обязательства.

Попытки Макрона взаимодействовать с Владимиром Путиным и вести переговоры с Россией пока не принесли никаких заметных результатов. Так называемый нормандский формат переговоров между лидерами Украины, России, Германии и Франции был возобновлен под руководством Макрона, однако пока прогресс сторон остается незначительным. В результате, согласно прогнозам, скоро Евросоюз одобрит продление антироссийских санкций еще на полгода.

Чтобы достичь прогресса и заставить Запад — не говоря уже об Украине — закрыть глаза на аннексию Крыма Россией, Москве придется существенным образом подсластить эту сделку. Россия могла бы начать с постепенного ослабления интенсивности той кампании по дестабилизации, которую она уже давно проводит в Восточной Европе. В частности, Москва могла бы предложить убрать ядерное оружие из Калининградской области — из российского анклава на побережье Балтийского моря, расположенного между Польшей и Литвой. Для этого ей необходимо будет вывести оттуда все ракетные комплексы 9М729, которые Соединенные Штаты и их союзники по НАТО считают чрезвычайно опасными вследствие их мобильности. Последние несколько лет в Калининградской области наблюдается устойчивый рост ядерной инфраструктуры и увеличение числа систем доставки, таких как 9М729. Кроме того, Москве необходимо будет согласиться на введение режима инспекций в той или иной форме. К счастью, у Запада и России есть достаточно долгая история успешных переговоров и введения режимов инспектирования арсеналов оружия.

Хотя процесс снижения напряженности в Восточной Европе необходимо будет начать с Калининградской области, он должен будет включать в себя и другие меры по повышению уровня стабильности и безопасности. К примеру, Москва должна будет прекратить нарушать границы воздушного пространства союзников НАТО и их региональных партнеров. Она должна будет воздержаться от проведения масштабных военных учений в районах недалеко от границ альянса НАТО, и ей необходимо будет в полной мере соблюдать условия договоров, призванных укрепить доверие, которые она давным-давно подписала. Кроме того, Россия должна будет отказаться от дальнейшего увеличения числа ее военных кораблей в Черном море.

Наконец, хотя подавляющее большинство украинцев решительно поддерживают идею об окончании войны в Донбассе, Киев вряд ли на это согласится, если Москва не смирится со стремлением Украины к более тесным политическим, экономическим и военным связям с Западом. Таким образом, России нужно будет прекратить оказывать поддержку сепаратистам Донбасса и признать за Украиной право самостоятельно выбирать партнеров на международной арене.

Сегодня все это кажется невозможным. Однако есть несколько причин, по которым идея предложить России некую дорожную карту не должна никого пугать. Во-первых, с каждым годом становится все яснее, что Россия вряд ли откажется от Крыма. Киеву и его друзьям на Западе необходимо примириться с этой геополитической реальностью, однако будет глупо, если они просто закроют на это глаза и не потребуют что-то взамен. Запад должен четко озвучить ту цену, которую он хочет получить.

Во-вторых, воздействие санкций на российскую экономику может со временем увеличить степень готовности Москвы сесть за стол переговоров, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Для этого Москве необходимо понять, что нужно будет сделать, чтобы Запад и Украина согласились проглотить горькую пилюлю аннексии Крыма Россией. Несомненно, цена окажется высокой, но Москве нужно знать, насколько высокой она будет.

В-третьих, солидарность Запада — центр притяжения в его противостоянии Москве — долгое время зависела не только от готовности сжать кулаки, но и от готовности протянуть ей руку. Диалог и оборона служили неотъемлемыми составляющими движения НАТО к безопасности и стабильности на протяжении 70 лет существования этого альянса. Пока Запад увеличивает расходы на оборону и укрепляет свои военные позиции, он также должен протянуть России руку, предложив ей варианты движения вперед, — в противном случае то, что сейчас кажется незначительными трещинами в единстве Запада, со временем может перерасти в непреодолимые разногласия.

Не стоит обольщаться: речь не идет об очередной перезагрузке отношений Запада с Россией, которая в любом случае обернулась бы неудачей, учитывая грядущие президентские выборы в Соединенных Штатах. Ни одно из изложенных выше предложений не поможет решить проблему продолжающейся войны в серой зоне, которую Россия ведет против Запада, — включая распространение дезинформации посредством СМИ и соцсетей, вмешательства в выборы, агрессивные кибератаки и политические убийства. Запад может и должен защищать себя, наносить ответные удары, когда это необходимо и уместно, соперничать с Москвой в самых разных сферах и не позволять Москве угрожать его ключевым интересам.

Соглашения о контроле над вооружениями, подписанные в 1970-х и 1980-х годах, не положили конец шпионажу Соединенных Штатов и Советского Союза и их опосредованным конфликтам по всему миру, Подобным же образом решение украинской проблемы не превратит Путина в друга или партнера Запада. Однако соглашение, которое позволит уменьшить риск развития ситуации в Европе по катастрофическому сценарию, в интересах обеих сторон.

Доктор Джон Дени — профессор Военного колледжа Армии США и автор книги «НАТО и Статья 5» (NATO and Article 5).

 

Обсудить
Рекомендуем