В четверг, 4 июня, Верховная рада Украины вслед за младшим командным составом ввела новые воинские звания для высшего офицерского состава. Законопроект о введении новых генеральских званий был поддержан во втором чтение 291 голосом. После его подписания, закон вступит в силу с 1 октября 2020 года. Согласно пояснительной записке, цель документа состоит в приведение военных высшего офицерского состава к стандартам ведущих европейских стран и НАТО. «Апостроф» разбирался, насколько новые генеральские звания сделали Украину ближе к альянсу.
Принятый закон предусматривает введение новых званий «бригадного генерала» и «коммодора» для флота. Вместо «генерал-полковника» вводится звание «генерал», а звание «генерал армии Украины» отменяется вообще. Все присвоенные до принятия закона звания сохраняются за военнослужащими, освобожденными из военной службы в запас или в отставку.
В контексте реформирования Вооруженных сил, новые звания важны для перехода на американскую систему денежного обеспечения, когда выплаты определяются окладом за звание, а не должностным окладом.
Теперь линейка воинских званий украинской армии полностью соответствует стандарту НАТО STANAG 2116, к которой ранее были приведены сержантские звания. Как уже рассказывал «Апостроф», в конце ноября 2019 года украинская армия отказалась от звания прапорщика и старшего прапорщика в сухопутных войсках и авиации, мичмана и старшего мичмана на флоте, а также ввела целый ряд новых сержантско-старшинских званий.
В частности, в сухопутных войсках и авиации появились звания рекрута (кандидата в солдаты), солдата, старшего солдата (квалифицированного специалиста, пулеметчика, водителя или снайпера), младшего сержанта, сержанта, старшего сержанта, первого сержанта, штаб-сержанта, мастер-сержанта, старшего мастер-сержанта и главного мастер-сержанта.
На флоте новая линейка воинских званий выглядит таким образом: рекрут, матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина, штаб-старшина, мастер-старшина, старший мастер-старшина и главный мастер-старшина.
Главный старшина ВСУ — начальник Управления по работе с сержантами ВСУ Александр Косинский отметил «Апострофу», что на сегодняшний день разработан ряд нормативных документов необходимых для перехода на новые сержантско-старшинские звания, порядок проведения переаттестации уже подписан и находится на регистрации в министерстве юстиции. На следующем этапе планируется переход на штатные должности согласно новым званиям.
«По закону, переаттестация начнется в октябре 2020 года. Согласно приказу, она должна пройти в течение трех месяцев, за исключением подразделений, которые находятся в зоне проведения Операции объединенных сил или в миротворческом контингенте. Для этих подразделений переаттестация начнется после возвращения в пункт постоянной дислокации», — рассказал Косинский.
Создание сержантского корпуса, совместимого со стандартами стран-членов НАТО закреплено в государственной программе развития ВСУ. Срок ее выполнения — 2020 год.
Общие коды
Военный аналитик Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий объясняет изданию, что НАТО использует коды для классов военнослужащих, чтобы понимать, какому званию соответствует конкретная должность.
«У каждой страны — члена НАТО есть свои звания, но для того, чтобы понимать какая должность относится к конкретному званию есть сводная таблица. Для офицерских званий используют коды OF, OR — для младшего командного состава. Условно, когда новое государство вступает в Альянс, оно заполняет эту таблицу в соответствии со своими национальными званиями, а как они называются, никого не волнует. Например, если в штаб НАТО нужен будет офицер OF-2 (командир роты), то и запрашивать будут OF-2, а не капитана или лейтенанта. Для сравнения, у нас должности заместителя начальника отдела соответствует звание полковника, то есть OF-5 по стандарту НАТО, а у них — подполковника, OF-4. Чтобы это унифицировать, и нужна таблица кодов STANAG 2116», — рассказывает «Апострофу» Козий.
Украина должна достигнуть полного взаимодействия ВСУ с силами НАТО до конца текущего года. Эта задача поставлена государственной программой развития ВСУ, принятой в 2016 году. Однако уже в марте этого года новый министр обороны Андрей Таран заявил, что адаптация армии к стандартам альянса является пока недостижимой целью в ближайшее время. Более реальной является цель достижение максимального обеспечение способности взаимодействовать с силами НАТО. Общие стандарты уже долгое время являются любимой мантрой военно-политического руководства Украины, но не являются требованием НАТО для получения членства в организации.
Главный консультант отдела военной и военно-экономической политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков подчеркивает, что реформы ВСУ проходят на структурном и организационном уровне, но они не отвечают потребностям современного военного строительства.
«Хотелось бы видеть в публичном доступе актуальные документы по оборонному смотру, стратегии национальной безопасности и обороны, программу развития ВСУ. Мы должны показать возможность самостоятельно отвечать на риски эскалации со стороны противника. Для совместимости нам нужна унификация по должностям, структурам штабов, связи, управления и ведения операций, а не введения новых воинских званий», — говорит «Апострофу» Белесков.
Военные структуры НАТО не требуют полной унификации воинских званий для стран — членов альянса. Здесь важно соотношение должностей к этим званиям. Поэтому появление в украинской армии генералов или коммодоров не сделает страну ближе к Альянсу. Зато позволит нынешнему руководству страны рассказывать о том, что, дескать, Украина на всех парах несется в НАТО…