Вашингтон — В понедельник, 8 июня, специальный представитель президента Дональда Трампа по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea) сообщил, что Соединенные Штаты и Россия договорились начать переговоры по ядерным вооружениям уже в июне, поскольку менее чем через год истекает срок действия единственного действующего договора между этими двумя крупнейшими ядерными державами.
Россия предлагает продлить срок действия нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), который истекает в феврале 2021 года, а Трамп настаивает на заключении трехстороннего договора, который включал бы Китай. Пекин, который постепенно расширяет свой ядерный арсенал, но у которого пока гораздо меньше ядерного оружия, чем у Соединенных Штатов и России, не проявил никакой заинтересованности в обсуждении или подписании такого соглашения.
«Сегодня договорились с заместителем министра иностранных дел [России Сергеем] Рябковым о времени и месте переговоров по ядерным вооружениям в июне. Китай также приглашен. Будет ли Китай добросовестно вести переговоры?», — написал Биллингсли в твиттере.
По словам одного высокопоставленного чиновника администрации, переговоры начнутся 22 июня. Чиновник согласился сообщить эту информацию на условиях анонимности.
Российские чиновники и эксперты в области контроля над вооружениями согласны с тем, что Китай, будучи стремительно растущей державой, должен стать участником соглашения по контролю над вооружениями. Однако многие из них уверены, что действующий договор необходимо продлить, потому что сейчас остается слишком мало времени для того, чтобы согласовать новый договор, особенно такой договор, в котором впервые будет участвовать Китай.
Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан (Geng Shuang) заявил в январе, что у Китая «нет намерения участвовать» в трехсторонних переговорах по вопросу контроля над вооружениями. Однако Биллингсли верит в то, что Пекин захочет присоединиться к переговорам и чтобы к нему относились как к мировой державе.
СНВ-III вводит ограничения на количество американского и российского ядерного оружия. Если этот договор провалится, впервые за 50 лет у Соединенных Штатов больше не будет возможности инспектировать российские ядерные силы, как сказала Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller), бывший заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности.
Недавно президент России Владимир Путин утвердил новую российскую стратегию ядерного сдерживания, которая позволяет ему применять ядерного оружие в ответ на удары, нанесенные обычным оружием по ключевым объектам государственной и военной инфраструктуры России.
Этот новый документ согласуется с военной доктриной России, и в соответствии с ним президент может приказать нанести ядерный удар в ответ на ядерную атаку или агрессию с применением обычных вооружений, которые «угрожают самому существованию государства». Однако в этом документе теперь подробно расписаны те ситуации, в которых российские власти могут применить ядерное оружие. Они включают в себя «воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации».