«НАТО не хочет новой гонки вооружений, мы не ходим размещать крылатые ракеты наземного базирования в Европе», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) на пресс-конференции в среду вечером в Брюсселе.
«Не хотим повторять за Россией»
В среду министры обороны НАТО пришли к единому мнению по поводу новой концепции обороны и сдерживания. На встрече министры обороны обсудили, например, как реагировать на то, что Россия модернизирует и расширяет ракетные программы, дополняя их ядерным потенциалом.
«Мы хотим усилить противоракетную и противовоздушную оборону НАТО, но мы не хотим повторять за Россией. В наши планы не входит размещение ядерных ракет наземного базирования в Европе», — сказал Йенс Столтенберг на пресс-конференции после встречи.
Он добавил, что многие страны НАТО хотят купить американские ракетные комплексы «Пэтриот», которые можно использовать для перехвата и обезвреживания баллистических ракет.
Согласно данным разведок западных стран, российские крылатые ракеты наземного базирования 9М729 уже поступили на вооружение российских ракетных войск и представляют собой как прямую конвенциональную, так и ядерную угрозу для значительной части Европы.
Крылатые ракеты, использующиеся в России в составе ракетных комплексов «Искандер», могут развивать скорость до 2100 метров в секунду, оснащаться ядерными боеголовками. Запуски могут производиться и с боевых кораблей.
«У ракет 9М729 „двойной потенциал" (конвенциональный и ядерный), они мобильны и их легко спрятать. Они способны поразить европейские города, причем время на оповещение об атаке будет очень небольшим, и понижают порог перехода к использованию в конфликте ядерного оружия», — сказал Столтенберг о ракетах 9М729.
«Дестабилизирует»
Не приводя конкретных названий, генеральный секретарь Столтенберг также упомянул о других российских оружейных системах, таких как авиационный ракетный комплекс «Кинжал», чьи ракеты могут достигнуть цели в Норвегии за 40 минут, гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард» и крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник».
«Россия ведет себя опасно и дестабилизирует ситуацию», — сказал он.
«Задачей НАТО остается защита всех союзников от любой угрозы. Сегодня мы обсудили рост ракетно-ядерного потенциала России и его последствия для политики безопасности», — сказал Столтенберг.
Столтенберг сообщил, что Группа ядерного планирования НАТО также провела собрание в среду. Именно она определяет роль ядерного оружия в НАТО.
«Ядерное сдерживание, обеспечиваемое НАТО, имеет фундаментальное значение для мира и свободы в Европе. Сегодня мы решили сделать еще один шаг к более безопасному, надежному и эффективному ядерному сдерживанию», — сказал Столтенберг в среду вечером.
Министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен (Frank Bakke-Jensen) не может прокомментировать содержание бесед о ядерном оружии НАТО.
«НАТО использует ядерное оружие как часть своей политики сдерживания и обороны. Поэтому министры обороны регулярно встречаются, чтобы обсудить именно ядерную стратегию НАТО. Этим дискуссиям придается большое значение», — пояснил Бакке-Йенсен TV 2.
«Укрепит безопасность Норвегии»
По информации разведки, Россия продемонстрировала, что она в состоянии защищать свои базы на Кольском полуострове и одновременно угрожать потенциальным военным поставкам и войскам, идущим из США в Европу.
В мае американские и британские корабли впервые с середины 1980-х годов вошли в Баренцево море.
По словам профессора Института обороны подполковника Тормода Хейера (Tormod Heier), это элемент военно-морской стратегии США по защите Европы и американского континента.
Министр обороны Франк Бакке-Йенсен утверждает, что новая концепция НАТО обеспечивает политическое единство и определяет направление дальнейшей работы альянса.
«Норвегия особенно сильно обеспокоена обстановкой в северных регионах, Северной Атлантике и защитой линий поставок между Европой и Северной Америкой. Ключевой задачей для нас еще долгое время будет работа над тем, чтобы альянс придавал большее значение проблемам безопасности на севере. Это укрепит безопасность Норвегии», — сказал Бакке-Йенсен.