Российские компании могут организовать множество различных открытых и тайных операций вдоль всего неохраняемого норвежского побережья. Так считает исследовательница Осе Йилье Эстенсен (Åse Gilje Østensen) из Военно-морской школы.
«Частные военные компании могут, например, получать задания по размещению морских мин. Или по созданию складов снабжения для регулярных войск на потенциальной передовой. Также их можно использовать для наблюдения за гражданской и военной деятельностью в регионе».
Международное развитие
США много лет использовали частные военные компании для того, чтобы вести войну в Ираке и Афганистане. Россия и другие страны последовали их примеру.
Россия применяла в боевых действиях компанию «Группа Вагнера», в особенности в Сирии. «РСБ-Групп» и Moran Security Group также могут действовать в море.
«Это не значит, что Норвегия точно станет целью. Просто они могут стремиться использовать Норвегию, чтобы иметь возможность атаковать своим оружием англичан и американцев. Вероятно, они также захотят замедлить поставки от союзников или помешать им», — говорит исследовательница Йилье Эстенсен.
Предупреждение о российских моряках
Исследовательница допускает, что военные компании могут использоваться вместе с российскими моряками, которые уже находятся в Норвегии.
Wilson — норвежская судоходная компания, обслуживает маршруты из Мурманска и вдоль побережья Норвегии. 1160 из 1450 ее сотрудников — из России. На некоторых кораблях экипаж полностью состоит из русских.
Опасение, что ситуация обострится
Генеральный директор Wilson Management AS Эйвинд Йерде (Øyvind Gjerde) уверен, что пребывание этих судов в портах с точки зрения разведки имеет мало смысла. Ему ничего не известно о случаях, когда российские власти пытались бы отправить на эти суда своих людей. Нынешняя ситуация у него тревоги не вызывает.
«Но если обстановка обострится, случится кризис или война, все может измениться. Тогда встанет вопрос, к кому они больше лояльны. Это касается любой национальности».
Многие российские суда ходят свободно
В последние годы в несколько раз увеличилось количество выданных россиянам свидетельств об освобождении от лоцманской проводки (с 68 в 2011 году до 243 в этом году). В результате многие российские суда могут теперь ходить вдоль норвежских берегов без лоцмана.
Старшему советнику Норвежской береговой администрации Хеннингу Оснесу Тейгене (Henning Osnes Teigene) причины таких изменений не известны.
«Не знаем, чем точно объясняется этот рост. В этот период также произошли некоторые изменения правил, что, вероятно, тоже сыграло свою роль».
Норвежская береговая администрация несколько раз докладывала о происходящем в службу безопасности Норвегии, министерство обороны и в другие инстанции.
Нужно действовать
Известно, что российские власти призывают капитанов получать свидетельства об освобождении от лоцманской проводки, чтобы они могли свободно передвигаться вдоль норвежского побережья и приносить пользу в случае конфликта или войны.
Исследовательница Осе Йилье Эстенсен из Военно-морской школы убеждена, что нужно ограничить выдачу таких свидетельств россиянам.
«Мы уже получили предостережение, что это может быть использовано в случае военной конфронтации с Норвегией. Тут у нас дыра в безопасности, которую относительно легко закрыть».
Получить комментарии от службы безопасности Норвегии и министерства обороны, как и от российских компаний «РСБ-Групп» и Moran Security Group, не удалось.