Киев выражает обеспокоенность по поводу предстоящих учений «Кавказ — 2020», которые, как полагают украинцы, могут послужить предлогом для мобилизации войск и переброски на контролируемую сепаратистами территорию значительного количества военных и единиц техники. Уже сейчас, как сообщает Генеральный штаб украинских ВС, у России есть в этом регионе 85 тысяч военнослужащих, около 1 100 танков, 2 600 бронетранспортеров, 300 самолетов и 230 вертолетов. И это не единственный аспект, на который следует обратить внимание в контексте готовящихся маневров.
Учения «Кавказ — 2020» планируется провести в начале сентября этого года, а их целью официально называется проверка готовности к действиям всех войск Южного военного округа. Он, если говорить максимально упрощенно, включает в себя пространство между Каспийским и Черным морями вместе с Крымом и украинскими территориями, которые контролируют сепаратисты. Однако к маневрам подключат также подразделения из прилегающих районов Центрального и Западного военного округов, а часть сил и техники могут перебросить с другого конца Российской Федерации.
Украинские эксперты и военные опасаются, что под предлогом подготовки к этим действиям россияне могут провести мобилизацию и перебросить войска в качестве подкрепления для сепаратистов, а потом начать наступление на востоке страны. Эти опасения имеют под собой основания: российское нападение на Грузию, аннексию Крыма и вспышку конфликта с сепаратистами в 2014 году предваряли в масштабные учения российских вооруженных сил на прилегающих территориях.
Российские силы воздействия на Украине
Между тем, как следует из данных, которые приводят украинские спецслужбы и эксперты западных аналитических центров, у Москвы сейчас уже есть в регионе силы, которых достаточно для того, чтобы в любой момент развернуть полномасштабную военную операцию против Киева. Они размещаются преимущественно на приграничных российских территориях, а также в Крыму и в подконтрольных сепаратистам восточных районах Украины.
Костяк этих сил — две армии Южного военного округа (8-я и 20-я), а также подразделения, дислоцирующиеся в Крыму, который контролирует Россия. Вместе с подразделениями, входящими в состав Западного военного округа и размещающимися в окрестностях Смоленска, а также контингентом, который оказывает поддержку сепаратистам, это примерно 87 тысяч военных. Они располагают как минимум 1 100 танками и таким же количеством артиллерийских систем, 2 600 бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты, а также примерно 400 реактивными системами залпового огня. Поддержку им могут оказать примерно 330 боевых самолетов и 230 вертолетов. Эти данные не учитывают потенциал Черноморского флота.
Существенным фактором выступает также размещение этих войск, которые, даже если предположить, что военные действия не будут вестись с территории Белоруссии, смогут взять в клещи практически половину украинской территории. На юге находится Крым, куда после аннексии 2014 года россияне перебросили не только большое количество комплексов противовоздушной и береговой обороны, но и танки, бронетранспортеры, современные самолеты и вертолеты. Сейчас там находится более 30 тысяч военных, более 30 танков, около 400 единиц бронетанковой техники, 130 артиллерийских систем, 34 вертолета и около 85 боевых самолетов. Такое положение дел, естественно, тревожит Киев накануне учений «Кавказ — 2020», которые могут стать прикрытием для подготовки к военным действиям.
Представляют ли учения «Кавказ — 2020» опасность?
Вопрос угроз, связанных с учениями «Кавказ — 2020», имеет несколько аспектов. Недавно начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал Сергей Рудской заявил, что в 2020 году россияне не планируют проводить масштабных учений у границ со странами-членами НАТО. Это должно было служить сигналом о деэскалации отношений между Москвой и Альянсом. Однако ни Украина, ни Грузия в НАТО не входят, следовательно, можно ожидать, что действия, связанные с крупными военными операциями (и учебными и реальными), будут перенаправлены на них. Вероятность такого развития событий возрастает на фоне текущей политической ситуации.
В октябре пройдут парламентские выборы в Литве и Грузии, а в ноябре состоятся президентские выборы в США. Обстановка на Кавказе выглядит сейчас все более неспокойной. Более ожесточенными становятся трения между Россией и Турцией из-за расходящихся интересов в Сирии, Ливии, а также отношений с Ираном. С украинской перспективы важное значение имеет снижающийся уровень популярности действующего президента и нестабильная политическая ситуация в стране.
Существует риск, что инциденты, связанные с масштабными учениями вблизи украинских границ или повышенной активностью флота в районе Азовского и Черного морей, а также возможное обострение конфликта с сепаратистами окажут значительное влияние на внутренние украинские дела.
Действия Черноморского флота могут быть направлены против находящихся в этом районе кораблей и самолетов НАТО, а также выступать инструментом давления на Анкару. Во всех вышеназванных случаях соответствующее направление задействованных в учениях войск или военные действия могут изменить баланс сил в регионе и политическую ситуацию России. Украина имеет все основания испытывать тревогу, поскольку обстановка там наиболее сложна и нестабильна. С другой стороны, в последние месяцы мы получаем со стороны Киева все больше сигналов о модернизации вооружений, укреплении вооруженных сил и налаживании сотрудничества с НАТО и в особенности США.
В этом контексте «Кавказ — 2020», несомненно, станет важным для локальной политической и военной ситуации событием. Россия постарается использовать свои возможности в той мере, в какой ей будет позволять обстановка. Важно также, какой сценарий она изберет для штабных учений.
Какой будет тема учений «Кавказ — 2020»
Как только программа учений «Кавказ — 2020» станет известна, к ней нужно будет внимательно присмотреться, поскольку она продемонстрирует ведущие тенденции в российской военной доктрине. В ходе маневров «Кавказ — 2016» россияне опирались в значительной степени на опыт, полученный в ходе украинского и сирийского конфликтов.
В список основных задач четыре года назад входили следующие. 1. Широкое внедрение и проверка эффективности автоматических систем командования и управления полем боя на всех уровнях. 2.Создание самостоятельных тактических групп, в которые входят разные рода войск, для выявления и ликвидации угроз (их формировали одновременно в разных районах Южного военного округа и перебрасывали на большие расстояния).
3. Стратегическая переброска сил на расстояние до 2 500 километров (в ее процессе был задействован Крым, а также Центральный и Западный военный округа) с участием не только воздушно-десантных войск, но также танковых и механизированных подразделений. Их по железным и автомобильным дорогам в течение нескольких дней перебрасывали на 1 —2 тысячи километров. Это означает, что россияне могут отправить значительное подкрепление на любое направление, переведя силы даже с другого конца страны.
4. Быстрая мобилизация частей, состоящих из резервистов и их переброска на большое расстояние. Во время учений «Кавказ — 2016» мотострелковый батальон из Новосибирска перебросили в Крым. С одной стороны, такая готовность позволяет, направить в подвергшиеся опасности регионы (например, в Сибирь) резервистов или силы Росгвардии, а с другой — решить внутренние проблемы с привлечением тех частей, которые не втянуты, например, в локальные межнациональные конфликты.
В контексте двух вышеназванных задач отрабатывались механизмы логистической поддержки крупных тактических соединений и их перемещения на большие расстояния, а также ведения затяжных боевых действий. Впервые в учениях принимал участие 10-й ремонтно-эвакуационный полк из Южного военного округа, сформированный для оказания технической помощи (эвакуация, ремонт, консервация, модификация техники) в ходе военных действий высокой интенсивности.
К маневрам привлекли не только военные, но и гражданские структуры: органы государственной администрации, силовые структуры и спасательные службы. Многие эксперты увязывали с «Кавказом — 2016» также проверку боевой готовности и учения Ракетных войск стратегического назначения. Таким образом мы увидели репетицию полномасштабного вооруженного конфликта с перспективой эскалации, включающей в себя обмен ядерными ударами.
В 2020 году, по всей видимости, учения окажутся не столь масштабными, но можно смело предположить, что события развернутся на большой территории от Кавказа до Черного и даже, возможного, Средиземного моря. Цель будет состоять в отработке действий в локальных ситуациях, которые могут возникнуть спонтанно или под воздействием внешних игроков буквально в любой момент. В более широком контексте речь идет о демонстрации Москвой своих возможностей Украине, Грузии и Турции, а также недружественным политическим, военным или военизированным силам в регионе.
Показ будет происходить прежде всего в Крыму и приграничных районах, а также на оккупированных пророссийскими силами украинских территориях. Район действий авиации и флота может оказаться гораздо более широким, а это грозит обернуться инцидентами в Азовском, Черном, Каспийском, Средиземном морях и, возможно, в Сирии. В этом контексте будут важны не только действия России, но и реакция Украины, Грузии и Турции, а в более широком контексте — сил южного фланга восточных рубежей НАТО.