Конфликт, который много лет ожидался «в любой момент», несколько дней назад вспыхнул на границе Армении и Азербайджана.
Сообщается, что в ходе столкновений, начавшихся с того, что армянская армия открыла огонь по позициям соседней страны, азербайджанская сторона потеряла 11 военных, в том числе одного генерал-майора, и одного мирного жителя. У Армении тоже есть потери: четыре человека. Причины многолетней проблемы между двумя странами хорошо известны.
Оккупация Арменией Нагорного Карабаха, который по международным документам считается азербайджанской территорией, провозглашение здесь одноименной республики, не имеющей международного признания, несогласие азербайджанской стороны с этой оккупацией / провозглашением республики. Судя по этим причинам, проблема кажется понятной, однако ее рассмотрение будет неполным, если не обратить внимание на противоречивые роли национальных и региональных игроков, вовлеченных в эту «проблему».
На самом деле Азербайджан и Армения — две страны, которые разделяют один регион и должны поддерживать добрососедские отношения. Однако внешние, независимые от них, факторы обладают способностью подстегивать конфликт между ними. Это может показаться несколько поверхностным подходом — постоянно искать «внешние силы» в такого рода кризисах, говорить о посторонних и тому подобных факторах, и в большинстве случаев так оно и есть, однако на конфликт Азербайджана и Армении внешние факторы действительно оказывают большое влияние.
Хотя Россия с самого начала проблемы выступает в качестве арбитра между двумя странами, это не так. Если бы Россия на самом деле выполняла роль арбитра как следует, разве она продавала бы оружие обеим странам? Да, в мае 1994 года Россия обеспечила продление режима прекращения огня между двумя странами. Это важное вмешательство. Но почему она продолжает продавать оружие обеим странам вместо того, чтобы подвести мирные переговоры к окончательному решению?
Россия, конечно, может исходить из того, что, если она не будет продавать оружие, то и Азербайджан, и Армения могут попытаться удовлетворить эти потребности за счет других стран, прежде всего Запада и, возможно, США. Если и Армения, и Азербайджан обратятся к западным ресурсам, это может повлечь за собой развитие их связей с Западом и в других сферах. Это причина продажи Россией оружия двум странам, которую можно посчитать разумной.
Пять тысяч российских военных в Гюмри
В таком случае, чтобы устранить этот риск, а именно — чтобы Армении не понадобилось покупать оружие у Запада — США, разве не было бы разумнее разрешить этот кризис? Нет. Потому что влияние России на политику Армении не может помешать требованиям свободы и дальнейшей демократизации со стороны армянского народа. Эти требования — важная нить, которая может ориентировать Армению на развитие отношений с Западом.
Состояние постоянного напряжения с Азербайджаном — хорошая возможность для того, чтобы Россия могла держать Армению в своих руках. Армения — страна, поверившая, что Россия ее защищает. Однако некоторые представители российского правительства или, например, Владимир Жириновский говорят так: «Если армяне попытаются найти другого союзника и разорвать все связи с нами, мы оставим их на растерзание Турции и Азербайджана».
Хотя Жириновский — одиозная фигура, в российском обществе есть те, кто разделяет эту идею или чувство. Армения обязана сотрудничать с Россией в сфере торговли, охраны природных ресурсов и военной сфере, как обязана покупать российское оружие. Вклад России в вооруженные силы Армении хорошо известен. Армения входит в Организацию Договора о коллективной безопасности наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, а также странами-наблюдателями Афганистаном и Сербией. Азербайджан тоже был членом этого договора до 1999 года.
У России есть военная база в Гюмри, в Армении. С помощью 5 тысяч военнослужащих Россия обеспечивает безопасность границ Армении с Турцией и Ираном. То есть обстановка конфликта дает России возможность сохранять военное присутствие в Армении. Столкновения между Азербайджаном и Арменией выгодны миру. Например, ЕС и ООН не особенно чувствительны к тому, что здесь происходит.
Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, убеждением в том, что порядок здесь по-прежнему должна обеспечивать Россия; во-вторых, надеждой на то, что усилия по сдерживанию кризисов в регионе, прежде всего проблемы Нагорного Карабаха, ослабят Россию.
Этой конфликтной обстановкой, совершенно очевидно, довольны и США. У Азербайджана хорошие отношения и с США, и со странами — членами ЕС, и с Россией. Азербайджан — чуть ли не союзник США. И с Израилем у него тоже очень хорошие отношения. В экономической сфере Азербайджан прежде всего сотрудничает с США в целях экспорта своих энергоресурсов на мировые рынки, особенно в Западную Европу.
Наряду с такими природными ресурсами Азербайджана, как нефть и газ, США также видят такие экономические возможности, как географическое положение Азербайджана и доступ к Каспийскому морю. США будут продолжать выстраивать стабильные отношения с Азербайджаном, чтобы не потерять важного союзника. Однако США прилагают усилия к тому, чтобы Азербайджану пришлось обратиться к ним за помощью и в военном отношении.
Поэтому в проблеме Нагорного Карабаха, которая может быть легко решена, США не предпринимают инициатив ни в интересах Азербайджана, ни в интересах Армении. Россия в вопросе Нагорного Карабаха относит к числу «своих карт» Армению, а США — Азербайджан. Пока эти две кавказские страны враждуют друг с другом, они служат интересам США и России.