В последнее время японский премьер-министр Синдзо Абэ перестал носить свою знаменитую малюсенькую «Абэномаску» (речь идет о небольшой дешевой медицинской маске, которую в Японии с началом коронавируса государство выдавало нуждающимся бесплатно — прим. пер.) и переключился на полноформатную большую защитную маску. И сразу в правительственном квартале Нагата-тё стали циркулировать слухи о «плохом самочувствии Абэ», а журналисты обратили внимание на то, как старательно он прячет серо-зеленое лицо от прессы.
В начале августа популярный японский журнал Flash сообщил о том, что 6 июля в своем кабинете в правительственной резиденции у премьера Абэ случилось горловое кровотечение. А с 17 августа он проходит дополнительное медицинское обследование. Так что же, застарелая болезнь Абэ обострилась? Он уходит по состоянию здоровья? Правда?
Закадычный друг премьера, известный японский политик и телеведущий Тору Хасимото сказал в тот вечер с экранов телевизора: «Премьер устал, и в этом виноваты мучающие его СМИ». Создается такое впечатление, что вокруг Абэ создается картинка «бедного, усталого премьера, которого жалко, но который вынужден уйти».
Однако если будет позволено сказать мне, то я выскажу совершенно противоположную точку зрения: «Японское информационное пространство всегда было настроено в пользу Абэ». Более того, на протяжении всего своего невероятно долгого правления премьеру Абэ удавалось невероятным образом избегать нелицеприятной критики в адрес своего правительства.
Возьмем, например, проблему «северных территорий».
Думаю, что читатели уже в курсе того, что в результате принятия 1 июля нынешнего года поправок к новой Конституции России президент России Путин практически обеспечил себе возможность нахождения на этом высшем в государстве посту вплоть до 2036 года. Однако в наших СМИ почти не сообщалось о том, что среди этих поправок есть и такая, которая запрещает «отчуждения российских территорий в пользу иностранных государств».
Чтобы заручиться в вопросе о поправках в Конституцию народной поддержкой, Путин создал рабочую группу по их разработке, в которую ловко привлек депутатов Федерального собрания, видных российских политиков, ученых, деятелей культуры и даже спортсменов. Он умело создал видимость учета точек зрения широких слоев населения России и в результате добился чуда — сосредоточил в своих руках абсолютную власть.
После введения новой российской Конституции в действие, весь предыдущий ход японско-российских переговоров по «территориальной проблеме» оказался дезавуированным. И это еще не все. 2 июля на острове Кунашир была открыта бетонная памятная доска в честь принятия новой Конституции. А Путин даже прокомментировал это событие следующими словами: «Поправка о запрете отчуждения российских территорий должна стать такой же железобетонной, как этот железобетонный памятный знак». (Однако хитрый и умный Путин ввел в указанную поправку и туманное дополнение о том, что она «не касается работ по демаркации и редемаркации границ», подвесив для японской стороны «морковку» в виде призрачной надежды на какое-то решение вопроса).
Наш премьер не уставал повторять: «Я решу территориальный вопрос с Россией в течение своего премьерства». Однако дело кончилось тем, что совершенно безрезультатно правительство Абэ (считай, кабинет министерства экономики и промышленности) лишь осуществляло различные проекты экономического сотрудничества с Россией (например, в области строительства заводов по сжижению природного газа). Японское правительство фактически спустило реявший на протяжении всего послевоенного периода флаг «требования возврата всех четырех островов» и без всяких объяснений перед японским народом заменило его на формулу «возврата всего двух островов».
Получилось так, что Япония преподнесла Путину в подарок японскую территорию (Следует при этом отметить, что в одном из телеинтервью Путин сказал как отрезал: «У нас нет планов по возврату Японии «северных территорий»). Таким образом, вся эта угодническая перед Россией политика Абэ потерпела полное фиаско.
Прошло лето. Наступает осень. Если, согласно слухам, действительно речь идет о подготовке ухода премьера Абэ… В японском медиапространстве должна быть дана нелицеприятная оценка его «вредительской» политики!
Таро Маки — ветеран японской журналистики. Долгое время проработал на ответственных должностях в редакции газеты «Майнити симбун». Был главным редактором популярного воскресного приложения SundayMainichi. В настоящее является приглашенным членом редколлегии «Майнити симбун».
Комментарии японских читателей
OharaSeiji
Все точно, как и пишет Таро Маки в своей известной колонке «Голубое небо — белые облака». Если Абэ действительно уходит, то пусть ответит на свою неудачную политику!
impact
Правда, я сам слышал, как Путин сказал в каком-то телевизионном выступлении: «У нас нет планов по возврату Японии „северных территорий"».
3kabouzu
Речь не только о «северных территориях». А проблема японских заложников, захваченных Северной Кореей? Чего удалось достичь здесь премьеру и депутатам парламента от правящей партии? В частных компаниях неспособных и некомпетентных людей увольняют. А в правительстве они благополучно существуют!
TatsuyaT.
А заголовок-то суровый!
Kabao
Вроде и войну мы в последнее время не проигрывали, а «северные территории» потеряли! Это неслыханно в мировой истории! Политика Абэ привела нас ко второму военному поражению!
YusuTakamori
Выбросили на Россию три миллиарда долларов, и еще подарили ей «северные территории»! Ну-ка, Абэ, возвращай японскому народу деньги и территории!
NaoSasaki
С японского медийного пространства тоже нужно спросить! Вечно держат нос по ветру!
tgmktmc
Мы уже разучились толком произносить «северные территории»! Более трех миллиардов долларов «выброшено в пропасть»!
wanpakuten
Обещал нам Абэ вернуть острова в течение своего правления, да ничего у него не вышло! Вместо требования возврата четырех островов мы «скатились» на двух. Да и то без каких-то видимых перспектив. С заложниками в Северной Корее тоже ничего не получается. Бездарная политика Абэ и его окружения!