По крайне мере одну вещь, касающуюся иностранного вмешательства в американскую политику, Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi), Адам Шифф (Adam Schiff) и их подручные в ведущих СМИ осознали в полной мере: не стоит сравнивать успехи России и Китая в смысле их вмешательства в американские выборы и в другие аспекты американской общественной жизни, а также их способность делать это.
Проблема заключается в том, что спикер Палаты представителей, глава комитета Палаты представителей по вопросам разведки и другие ярые противники Трампа совершенно не понимают, кто был главным преступником все эти годы и кто останется им в ближайшем будущем. Это не Россия, это Китай, который на порядок превосходит Россию в вопросе вмешательств.
На самом деле в рамках своих попыток оказывать влияние на мнения избирателей в период предвыборных кампаний Пекин десятилетиями воздействовал на американскую политику так, как Москве даже не снилось.
Комментируя те выводы, которые чиновники американской разведки сделали касательно вмешательств этих двух стран (а также Ирана), Пелоси и Шифф заявили, что этот анализ «сформировал ложное ощущение эквивалентности действий иностранных противников, поставив в один ряд три страны, чьи оперативные замыслы, действия и возможности существенно различаются».
В частности, по мнению Пелоси и Шиффа, действия связанных с Кремлем агентов, стремящихся подорвать позиции бывшего вице-президента Джо Байдена и помочь президенту Трампу, были представлены в недостаточно полном виде.
Затем Пелоси заявила: «Говорят, китайцы предпочитают Байдена — мы точно этого не знаем, но так говорят. Но китайцы по-настоящему не вмешиваются в наши президентские выборы».
Либеральные СМИ, как это часто случается, сразу же подхватили этот аргумент демократов. Как написал Роберт Дрейпер (Robert Draper) из The New York Times в своей длинной статье о предположительном отказе Трампа одобрить меры, направленные против вмешательства России, и отнестись со всей серьезностью к этим выводам разведывательного сообщества, Китай «на самом деле не способен повлиять на целостность нашей избирательной системы так, как это может сделать Россия».
Но эти противники Трампа совершенно упускают из виду, что китайцы совершенно точно вмешиваются в нашу политику, хотя они делают это в своей самобытно китайской манере. Что еще важнее, Китай уже долгое время вмешивается в политические процессы в Америке, активно используя в своих интересах те связи, которые образовались между множеством крупных американских институтов и китайским правительством в результате «двусторонних отношений», сложившихся еще до прихода Трампа.
Что касается вмешательства в выборы в более узком смысле, вам необязательно верить словам советника президента Трампа по вопросам национальной безопасности Роберта О'Брайена (Robert O'Brien) о том, что «Китай, подобно России и Ирану, осуществлял кибератаки, фишинговые атаки и другие подобные операции в отношении нашей избирательной инфраструктуры и наших сайтов».
Вам необязательно верить словам вице-президента Майка Пенса (Mike Pence), который в 2018 году сослался на вывод национальной разведки о том, что Китай «нацелился на правительства и чиновников федерального и местного уровня, чтобы использовать любые существующие разногласия между федеральным и местными уровнями касательно их политики. Он использует такие вызывающие разногласия вопросы, как торговые тарифы, чтобы расширять политическое влияние Пекина».
Вы даже можете проигнорировать сообщение, с которым Пенс выступил в том же году, — сообщение о разосланном Пекином документе, где говорилось, что Китай должен «наносить точные и осторожные удары, разобщая различные группы» внутри Соединенных Штатов.
Вам необязательно серьезно относиться к выводу американского разведывательного сообщества, который Пелоси и Шифф отвергли: «Китай расширяет свои усилия по оказанию влияния в преддверии выборов в ноябре 2020 года, чтобы воздействовать на политический климат в Соединенных Штатах, надавить на политических деятелей, которые, с его точки зрения, противостоят интересам Китая, а также предотвратить критику в адрес Китая… Пекин понимает, что все эти действия могут повлиять на ход президентской гонки».
Но есть факты, игнорировать которые гораздо труднее, — к примеру, решение Китая, принятое им на пике предвыборной кампании 2018 года, использовать четырехстраничное приложение к газете Sunday Des Moines Register, чтобы «лишить набирающую обороты торговую войну президента Дональда Трампа поддержки фермеров».
Минувшей весной газета The New York Times сообщила, что американские разведывательные агентства пришли к выводу, что, пока эпидемия коронавирусной инфекции в Америке близилась к своему пику, китайские агенты рассылали в социальных сетях пугающие предупреждения о том, что президент Трамп готовится ввести локдаун по всей стране и задействовать военных, «чтобы предотвратить грабежи и бунты».
Не меньше тревоги вызывает новый доклад, подготовленный информационно-аналитической фирмой Graphika, где нашло отражение то, как «аккаунты в социальных сетях, входящие в прокитайскую сеть по распространению политического спама Spamouflage Dragonstarted, постили англоязычные видео, направленные против американской политики и администрации президента США Дональда Трампа, в июне, когда наблюдалась эскалация словесной конфронтации между Соединенными Штатами и Китаем».
Как сообщает Graphika, эти кампании по распространению дезинформации начались в середине 2019 года, но тогда они велись на китайском языке и были направлены на китайскую аудиторию. Между тем новая фаза этой кампании, направленная на Соединенные Штаты, стала отражением «очевидного увеличения масштабов», и в ней были задействованы «кластеры аккаунтов с фотографиями, созданными искусственным интеллектом», чтобы у пользователей возникало впечатление, что отправителями материалов являются настоящие люди.
Другим свидетельством того, что китайские агенты стали действовать гораздо активнее в социальных сетях, стало исследование аналитического института Freedom House. В его докладе говорится следующее: «В твиттере очевидно действует множество связанных с китайским правительством троллей. Сразу после того, как в октябре 2019 года генеральный менеджер Houston Rockets Дэрил Мори (Daryl Morey) написал твит в поддержку протестующих в Гонконге, на него обрушилось почти 17 тысяч твитов, отправленных пользователями, находившимися на территории Китая, в рамках скоординированной кампании запугивания. Кроме того, было зафиксировано множество предполагаемых попыток, предпринятых пропекинскими троллями, манипулировать ранжированием контента в таких популярных источниках информации за пределами Китая, как Reddit и YouTube».
В прошлом году Гуверовский институт опубликовал особенно тревожные выводы касательно попыток Пекина повлиять на взгляды (и соответственно на голоса) американцев китайского происхождения, в том числе используя потенциальное положение заложников, в которое могут попасть их родственники, живущие в Китае. Как пишут эксперты Гуверовского института, «cреди представителей сообщества американцев китайского происхождения Китай долгое время пытался оказывать влияние — и даже заставлять молчать — на тех, кто критически относится к КНР или поддерживает Тайвань, отправляя в Соединенные Штаты своих агентов, чтобы те оказывали влияние на этих людей, одновременно оказывая давление на их родственников на территории Китая. Пекин считает американцев китайского происхождения членами всемирной китайской диаспоры, в результате чего те должны сохранять не только интерес к благосостоянию Китая, но и культурную и даже политическую верность так называемой родине».
Кроме того, «в среде американских СМИ Китаю удалось ликвидировать множество независимых китаеязычных изданий, которые в прошлом служили интересам сообществ американцев китайского происхождения. Пекин привлек на свою сторону оставшиеся китаеязычные издания и создал собственные новые издания».
В операциях, направленных на обычных американцев китайского происхождения, нет ничего удивительного. В 2018 году в Соединенных Штатах насчитывалось почти 2,6 миллиона полноправных избирателей, и они принадлежали к азиатско-американской суперкатегории, которая является самой быстрорастущей расово-этнической группой избирателей в стране.
Большинство из них живет в таких преимущественно демократических штатах, как Калифорния, Нью-Йорк и Массачусетс, но значительное их число также проживает в колеблющихся штатах, где на президентских выборах 2016 года разрывы между конкурентами были крайне малы, — это Флорида, Джорджия, Северная Каролина, Техас, Мичиган и Пенсильвания.
В докладе Гуверовского института также сказано следующее: «На уровне политики американского федерального правительства и отдельных штатов Китай пытается выявить и поддержать набирающих вес политиков. Как и многие другие страны, китайские субъекты привлекают влиятельные лоббистские организации и компании по связям с общественностью, а также сотрудничают с влиятельными группами, представляющими гражданское общество. Помимо этих действий китайские власти уже долгое время оказывают поддержку в организации визитов членов конгресса и их помощников в Китай. В некоторых редких случаях Пекин прибегал к помощи частных лиц и частных компаний, чтобы использовать лазейки в американских законах, запрещающих иностранным субъектам напрямую финансировать предвыборные кампании американских политиков».
Многие не обращают внимания на тот факт, что эти более узконаправленные формы политического влияния Китая представляют собой гораздо более масштабные и опасные формы китайского вмешательства, рядом с которым все усилия Москвы попросту меркнут. К примеру, американские международные компании, которые долгое время извлекали выгоду в ущерб американской экономике, перенося свои производства в Китай, уже давно «поливают американскую политику китайской водой» в форме своих щедрых пожертвований на предвыборные кампании американских политиков. То же самое можно сказать и об Уолл-Стрит, которая уже давно стремится расширить свои позиции на китайском рынке.
Те же крупные компании непрерывно и исподтишка внедряют свои взгляды в американские политические дебаты, щедро спонсируя ведущие аналитические центры, которые в свою очередь облачают свои лоббистские интересы в ризы объективных знаний.
Голливуд и множество представителей американской индустрии развлечений так сильно стремятся угодить Китаю в поисках прибыли, что у них уже вошло в привычку переписывать и подвергать цензуре материалы, которые Китай может счесть оскорбительными. Если вы вдруг не заметили, последнее время многие представители шоу-бизнеса стали активно высказываться на самые разные политические темы. И да, среди этих представителей индустрии развлечений есть звезды и ведущие тренеры Национальной баскетбольной ассоциации, которые взяли на себя ведущую роль в движении Black Lives Matter («Жизни чернокожих важны») и которые, что примечательно, ни словом не обмолвились о жизнях обитателей обширного китайского рынка, являющегося одной из крупнейших и самых многообещающих «дойных коров».
Более того, разрыв между этим непрямым участием Китая в американской политике и российским вмешательством в американские выборы огромен, и он не уменьшается. В результате общее преимущество Китая настолько велико, что на его основе можно вывести новое полезное правило: каждый раз, когда вы видите, как кто-то жалуется на российское вмешательство в выборы и не замечает вмешательства Китая, будьте уверены, что этих людей возмущает не сам факт вмешательства. Их возмущает лишь то вмешательство, которое им не нравится.
Алан Тонелсон — основатель блога RealityChek, посвященного вопросам экономики и национальной безопасности, и автор книги «Гонка на дно» (The Race to the Bottom).