Die Welt (Германия): путешествие поездом из Берлина к Черному морю

Двухнедельный отпуск — хорошее время для железнодорожного путешествия к Черному морю. Наш автор с удовольствием проехал на поезде по Польше, Украине и Молдавии и точно по расписанию оказался в конечной точке пути

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор решился на необычное путешествие: по железной дороге из Берлина до черноморского побережья Украины. Он заехал в Польшу, Молдавию и даже Приднестровье, которое произвело на него угнетающее впечатление. Дает автор и совет, что посмотреть в Киеве: по его мнению, прежде всего внимания достоин знаменитый Майдан.

Неспешно проехать на поезде из Германии к Черному морю — кому-то такая идея покажется безумной, для других же это мечта, лучшее средство от стресса. Составить маршрут, запланировать большие и малые остановки можно в зависимости от желаний. Например, дополнить посещение известных городов, например, Кракова, визитами в менее известные места, такие как Бельцы и Тирасполь. Поездка на поезде через Восточную Европу не описана ни в одном путеводителе. И это очень хорошо.

До большинства польских городов из Германии легко добраться на поезде. Билеты на многие направления, даже менее популярные, можно купить в интернете. Но тот, кто решит приобретать билеты по пути на вокзалах, узнает много нового и сможет, например, из любопытства проехать не в первом, а в третьем классе.

Маршрут этого железнодорожного путешествия протянулся от Вроцлава с его знаменитым Старым городом и Кракова, славящегося Главным рынком, замком и множеством туристов, до Львова и Винницы на западе Украины. Дальше путь вел в Бельцы и Кишинев в Молдавии, в Тирасполь в Приднестровье и Одессу на Украине.

Вот поезд из Кракова въезжает в Пшемысль, пограничный город с вековой историей на юго-востоке Польши. Многие пассажиры хватают багаж и переходят по туннелю в другую часть вокзала. Там уже стоит длинный электропоезд, готовый отвезти их во Львов на Украине.

Поезд пересекает границу Польши и Украины

Здесь, на южной оконечности Польши, кончается и Европейский союз. Пограничный контроль происходит уже в поездах. Не каждый, кто приезжает сюда с Украины, имеет право просто так выйти из вагона. Польские пограничники проверяют бумаги у семьи из пяти человек и обнаруживают, что некоторых необходимых документов не хватает. Семье придется в том же поезде возвращаться назад. Маленький сынишка плачет. Мать его успокаивает.

Первый класс оборудован мягкими синими креслами. Все современно и просторно. Минут через 15 поезд останавливается в пограничном пункте на Украине. Человек в форме проверяет мой немецкий паспорт и кивает головой.

Поезд катится по рельсам мягко, не дергается, не скрипит — лишь слегка постукивают колеса. Ехать приятно, поезд движется не слишком быстро, так что через панорамные окна можно наслаждаться пейзажами. Мимо проносятся поля, рощицы и населенные пункты. Буквы и названия вокзалов на кириллице, старомодные магазинчики и нескладные заводские корпуса свидетельствуют, что раньше все это было частью Советского Союза.

Львов пережил войну и коммунизм

Посреди равнины к небу тянутся церковные колокольни. Вскоре появляется Львов. В центре города, на Рыночной площади, звучит музыка. Пары танцуют под открытым небом в окружении ратуши, фонтанов, музеев и ресторанов. Старинные здания Старого города пережили войну и коммунизм.

«Флоренцией Востока» называли когда-то этот город, плавильный котел многих этносов и религий. Тут можно увидеть стоящие рядом образцы самых различных архитектурных стилей. В маленьком трактире рекой льется фруктовое вино, стар и млад беседуют за стаканчиком прямо на тротуаре. Медленно едет битком набитый трамвай.

Рестораны, пивные сады, кафе и бары зазывают гостей. В «Королевской пивоварне» официантка подает гостям свежесваренное темное пиво. Литровая кружка стоит в пересчете около 2,5 евро. Если поискать в интернете, поблизости можно найти и дешевле.

Брожу по кривым переулкам, выложенным булыжником. Задние дворы излучают печальное очарование. Рестораны завлекают оригинальными названиями — «Доктор Фауст», «Брудершафт» и «Мафия». В надежде, что стран вступит в ЕС, владельцы многих заведений приготовились к наплыву туристов.

Остается время для двухчасовой автобусной экскурсии по городу стоимостью в 5 евро. Город очарователен, а вот аудиогид ужасный. Срываю наушники: лучше просто разглядывать улицы и мечтать, никуда не торопясь.

Билет в «1-й класс», которого нет

Следующая остановка после четырех с половиной часов езды в уютном первом классе — Винница. В городе с 380 тысяч жителей практически нет туристов. Любезный пожилой господин за стойкой отеля «Аристократ» говорит с улыбкой на языке гостя: «У нас редко бывают туристы из Германии».

Сегодня без всякой подготовки и карты отправляюсь гулять по городу. Ориентируюсь по колокольням и куполам церквей. За мостом и рекой лежит центр города. Неожиданно обнаруживаю там уютные старинные кварталы, пешеходную зону и старую водонапорную башню из красного кирпича. Учительница рассказывает классу о памятниках героям в парке.

В здание вокзала въезжает скорый поезд, направляющийся в Москву. А наш поезд D 47MZ — самый медленный на этой трассе общей протяженностью в 1700 километров. Его видавшие виды серо-голубые вагоны родом еще из советских времен.

На билете написано «1-й класс», но его в поезде просто нет. Проводник ведет удивленного пассажира в пустое душное купе с четырьмя полками, расположенными одна над другой. Оставляю вещи и отправляюсь в вагон-ресторан, где пока еще пусто.

В Молдавии такси ездят быстрее поездов

Дальше мой путь лежит в Молдавию. Крестьяне работают на полях, рощицы сменяются пустырями. Время от времени возникают деревни и купола православных церквей. Солнце садится за горизонт. Поезд идет по расписанию. Чтобы добраться до молдавского города Бельцы в 290 километрах от Винницы, ему требуется восемь часов, включая пограничный контроль.

Бельцы — небольшой промышленный город. Надписи на латинице соседствуют с кириллицей.

В центре — нарядные бульвары, памятник с танком, торговый центр. Женщины у входа продают сумки, чтобы подзаработать в дополнение к своей скромной зарплате. На рынке — горы помидоров, огурцов, картофеля и дынь. Все это выращивается в регионе.

В отеле мне советуют проехать 139 километров от Бельц до Кишинева на такси. В пересчете выходит 35 евро. «Получится намного быстрее, чем на поезде», — говорит она по-английски. Ну кто от такого откажется?

Машина комфортабельная, водитель приветливый. Он рассказывает о стране, ее людях и вине. Молдавия относится к беднейшим странам Европы, но она богата хорошими винами. Живописные виноградники и огромные склады с бутылками и бочками привлекают туристов.

Молдавская столица — город большой, но не очень красивый. Туристов тут немного. Интереснее всего наблюдать за сценками из повседневной жизни. Вот подростки в одном из парков в центре города прыгают в фонтан прямо в одежде. Никто им замечаний не делает.

Молодые люди потягивают мохито и маргариту в «Гавана Мама». Хозяйка бара надеется на приток иностранных гостей — об этом она сообщила нам в короткой беседе. Семейные люди встречаются в «Пиццамании». На одном из столов рядом с водой стоит бутылка водки в пересчете за 5,50 евро и бутылка розового мерло за 4,80 евро. Спагетти, пицца, паэлья стоят от 3,20 до 4,60 евро.

Одна из последних тайн Европы

В привокзальной зоне Кишинева немало красивых объектов для фотосъемки, в том числе списанный паровоз. В билетной кассе один пассажир выразил необычное желание: билет третьего класса до Тирасполя, а оттуда, тремя днями позже, — билет первого класса до Одессы. Кассирша кивает головой. Никаких проблем. Билеты стоят соответственно 2 и 13 евро.

Почему бы не попробовать проехать 80 километров в третьем классе? Сиденья жестковаты, но все современно, только что убрано, а кофе в пластиковом стаканчике за 0,50 евро горячий и крепкий. В Тирасполе, столице Приднестровья, практически никто не выходит.

Эта узкая полоска земли после распада Советского Союза быстро откололась от молодой молдавской республики, но международного признания не получила. Нехватка достопримечательностей, а также искренняя любовь к России, Путину, Ленину и Марксу иностранцев мало привлекают.

Большинство пассажиров моего поезда, следующего в Одессу, остаются на своих местах, и поэтому они ничего не узнают об одной из последних тайн Европы. Люди в Тирасполе сдержаны, приветливы и всегда готовы помочь. Взаимопонимание достигается, как правило, с помощью жестов, в отеле помогает «переводчик» в телефоне. Кажется, что в Тирасполе, как в своеобразном музее под открытым небом, продолжает жить Советский Союз.

Огромная площадь Суворова окружена скверами, знаменами, административными зданиями, памятниками и монументами. Рядом дети лазают по советскому танку Т-34, одному из артефактов мемориала в память о павших советских воинах. Одна улица носит имя Розы Люксембург, другая — Карла Маркса. Повсюду бюсты и статуи Ленина и других коммунистических героев.

Удивляет Тирасполь и свои гастрономическим разнообразием: пицца, блины, лососина, шницели, мясо на гриле, шоколадные торты, соки, пиво, водка. Все очень дешево по немецким понятиям.

Но многие местные жители не могут позволить себе ходить в рестораны. В «Бородино» на улице Карла Либкнехта плещется вода в фонтане среди цветущих кустарников. Семьи едят в красивых павильонах. Официант мужественно пытается что-то сказать на ломаном английском, но затем с облегчением предъявляет меню на английском языке.

Одесская лестница

Через два часа, наполненных приятным созерцанием ландшафтов, поезд прибывает на вокзал Одессы — самый красивый из всех, увиденных в этом путешествии. Историческое главное здание украшает большой купол. Многое тут было отреставрировано после Второй мировой войны.

Пройдя два километра по городу от вокзала, попадаешь к знаменитому оперному театру и не менее знаменитой Потемкинской лестнице. По дороге привлекают внимание Свято-Пантелеймоновский монастырь, Свято-Троицкий собор, Главная синагога и Арабский культурный центр.

И вот, наконец, та самая лестница! Сотни туристов ежедневно спускаются и поднимаются по ее 192 ступеням. Открывающийся с нее вид на порт и Черное море удивителен, уникальна и история Потемкинской лестницы. В немом фильме «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна (1925) она стала ареной кровавого подавления восстания против царский армии.

Одна из драматических сцен этой киноленты навсегда врезается в память: среди всеобщей паники по ступеням лестницы катится детская коляска. Этот момент поражает воображение и сегодня. Сцены, напоминающие его, можно увидеть даже в некоторых голливудских фильмах.

Близится конец путешествия. Все прошло строго по расписанию! Тот, кто хочет увидеть больше в Восточной Европе, может купить билет на самолет из Одессы с семичасовой пересадкой в Киеве. Этого времени хватит, чтобы осмотреть знаменитый Майдан и центр украинской столицы.

Обсудить
Рекомендуем