Чжао Хуэйжун: во время кризиса в Белоруссии Россия четко следует плану (Хуаньцю шибао, Китай)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия не может сидеть сложа руки, уверен китайский эксперт. Он определил, какую ценность для России представляет Белоруссия, отметив, что ни при каких обстоятельствах Путин не должен допустить, чтобы в Белоруссии произошла «цветная революция». Ему необходимо выбрать способ и масштаб вмешательства, считает эксперт.

14 сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил Россию и встретился с Владимиром Путиным. Как сообщается, в ходе разговора Путин заявил, что белорусский народ должен решить свои проблемы без внешнего вмешательства. Еще в начале августовских протестов в Белоруссии Путин уже выразил абсолютную поддержку Лукашенко и заявил, что Россия не может оставаться равнодушной к ситуации в Белоруссия. И действительно, Россия не может сидеть сложа руки, поскольку Белоруссия связана с ее ключевыми интересами.

Во-первых, Белоруссия — это последняя безопасная буферная зона между западной частью России и НАТО. Через нее также проходит кратчайший путь из Москвы в Калининград, западный форпост и анклав. У России есть два военных объекта в Белоруссии: один — это система раннего предупреждения о ракетном нападении, развернутая в Барановичах, а другой — это узел связи ВМФ России в Вилейке. Россия также неоднократно выражала надежду на создание военной базы в Белоруссии. Ни при каких обстоятельствах Россия не может позволить ей совершить «цветную революцию», установить прозападный режим и позволить НАТО подойти к ее «порогу». 

Во-вторых, Союзное государство является опорой интеграции России на постсоветском пространстве. Еще в 1993 году в своем первом дипломатическом документе «Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации» Россия недвусмысленно рассматривала постсоветское пространство как область собственного особого интереса. В нем Союз России и Белоруссии является ядром и основой постсоветской региональной интеграции, за ним следуют Организация Договора о коллективной безопасности и Евразийский экономический союз. Россия не может допустить, чтобы в Белоруссии установился антироссийский режим, поскольку это будет напрямую угрожать концепции Союзного государства и процессу постсоветской региональной интеграции.

В-третьих, у России в отношении Белоруссии есть экономический интерес. Ежегодно Россия экспортирует более 60 миллионов тонн сырой нефти в Европу по белорусским трубопроводам, что составляет около 1/4 от ее общего экспорта сырой нефти, а также около 40 миллиардов кубометров природного газа, что составляет около 1/5 от общего объема российского экспорта природного газа. Россия является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Белоруссии. Многие российские компании владеют акциями белорусских предприятий по транспортировке природного газа, нефтеперерабатывающих заводов и заправочных станций. Если Белоруссия будет нестабильной или произойдет ухудшение двусторонних отношений, экономические интересы России неизбежно пострадают.

В-четвертых, Белоруссия — самая близкая к России страна. Как сказал Путин, обе страны очень похожи друг на друга этнически, языком, культурой и духом, и сотни тысяч жителей обоих государств связаны кровными узами. Предки и русских, и белорусов — жители Киевской Руси, а языки обоих народов берут начала от восточнославянских языков. На постсоветском пространстве только в Белоруссии русский язык принят в качестве государственного. Православная епархия Белоруссии подчиняется Русской православной епархии. В Белоруссии по-прежнему проживает около 1,07 миллиона этнических русских, а около 560 тысяч белорусов постоянно живут в России. После того, как в 1999 году две страны подписали «Договор о создании Союзного государства», они во многих аспектах предоставили гражданам друг друга такие же права, как и у их собственных граждан.

Несмотря на полную поддержку Лукашенко в решении внутренних проблем Белоруссии, в этой ситуации России необходимо выбрать подходящую роль, а также способ и масштаб своего вмешательства.

Если она решит выйти на арену в качестве «участника соревнований» и активно вмешаться в борьбу, то преимущество России будет состоять в том, что она может быстро и сильно атаковать противника и эффективно защитить собственные интересы. Недостаток этого пути — таким образом она напрямую попадет в противоречивую ситуацию, где будет выступать на стороне, которая находится в невыгодном положении в глазах международного общественного мнения. Самым большим соблазном для России в принятии жестких политических или военных действий является возможность слияния России и Белоруссии, в результате чего Белоруссия превратится в один из административных районов России. Но достичь этой цели крайне сложно, потому что для слияния недостает базы в виде общественного мнения белорусского народа, кроме того, это может повлечь за собой новый санкции со стороны Запада, а потому такой путь слишком рискованный для России.

Если Россия будет выступать в качестве координатора конфликта и сохранять низкий уровень вмешательства, то ее преимущество будет в том, что она не будет скована в действиях и сможет корректировать свою стратегию в зависимости о того, как развивается ситуация. Недостатком этого пути является то, что, если обе стороны не смогут прийти к решению конфликта, при сильном вмешательстве третьих сторон и собственном ограниченном влиянии на развитие ситуации, России будет сложно защитить свои интересы. После начала белорусских протестов Запад выступил на стороне оппозиции и начал давить на правительство Лукашенко, поэтому если Россия не окажет сильной поддержки Лукашенко, ситуация в Белоруссии рискует развиться в сторону «цветной революции» и прозападные представители оппозиции могут захватить власть.

В настоящее время Россия избрала такую позицию: она оказывает «внешнюю поддержку» Лукашенко и отчетливо выступает на стороне белорусского правительства. Однако, чтобы решить, каким именно образом его поддержать, России нужно взвесить свои затраты и риски. Правительство Лукашенко решило в рамках Конституции достичь посредством диалога с населением мирного разрешения ситуации. Как только внутренняя ситуация в Белоруссии стабилизируется, России будет незачем сильно вмешиваться извне, поскольку тем самым она может лишить себя пространства для маневра. В настоящее время Россия в основном оказывает политическую поддержку правительству Лукашенко, делая упор на соблюдение закона и поддерживая белорусский народ в стремлении решить проблему самостоятельно. В экономическом плане она пообещала предоставить правительству Белоруссии кредит на 1,5 миллиарда долларов. В военном отношении она пока не предприняла никаких крупных действий, за исключением формирования резервных сил. Подобный поступок связан с тем, что Россия не хочет полностью связывать себя внешними факторами, которые приведут к тому, что ее политика потеряет гибкость.

Помимо Белоруссии, Европа и Соединенные Штаты также являются ключевыми факторами, влияющими на принятие решений Россией. Ей нужно воспользоваться этим, чтобы с помощью борьбы добиться сотрудничества. С одной стороны, России необходимо разоблачить европейско-американский заговор, цель которого в свержении законного режима во имя демократии, но в действительности — ради собственных власти и выгоды, и противостоять их игнорированию белорусских законов и объективных фактов, а также интересов большинства белорусского населения. Россия должна противостоять их грубому вмешательству во внутренние дела Белоруссии с целью сближения Белоруссии и Европы с США и не дать «вирусу» уличных движений, подрывающему законное правительство, распространиться на саму Россию.

С другой стороны, России также необходимо использовать ситуацию в Белоруссии, чтобы смягчить отношения с Западом. С этой целью Путин провел консультации с лидерами Германии, Франции и Европейского Союза, чтобы прийти к консенсусу о том, что никто не будет вмешиваться во внутренние дела Белоруссии. Путин также раскритиковал Украину и спецслужбы США за то, что они привлекли наемников для проезда Белоруссии транзитом, чтобы впоследствии обвинить в этом Россию. Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с критикой Украины, Польши и Литвы. Очевидно, что в нынешней ситуации для России лучшей стратегией является оставаться в стороне и извне поддерживать правительство Лукашенко, сохраняя при этом свое влияние на ситуацию в Белоруссии.

Обсудить
Рекомендуем