Когда-то Шрёдер сказал: «Чтобы править страной, мне нужны газеты Bild, Bild am Sonntag и телек». На протяжении многих лет он, занимая пост канцлера, мог рассчитывать на поддержку газет издательского дома Axel Springer, а бывший глава пресс-службы правительства Бела Анда (Bela Anda) в 2012 году был назначен заместителем главного редактора Bild. Однако ссора между сторонами началась еще до дружбы Шрёдера с Владимиром Путиным. А теперь их отношения, похоже, достигли дна.
Бела Анда вновь занимается пиаром бывшего канцлера. В частности, запущен подкаст под названием Die Agenda («Повестка дня»), в котором Шрёдер рассуждает о насущных темах. Однако экс-канцлер прибегнул к «тяжелым вооружениям» против российского критика путинского режима Алексея Навального и Bild (и ее сайта), которой он на днях дал большое интервью. Шрёдер собирается подать в суд на издательский дом Axel Springer за нарушение прав личности.
Но обо всем по порядку. Отравленный боевым химическим веществом «Новичок» и едва не умерший от этого Навальный сказал в интервью: «Герхарду Шрёдеру платит Путин. Но если он пытается отрицать отравление, это действительно сильно разочаровывает. Одно дело быть лоббистом Путина. Но сейчас Шрёдер пытается защищать убийц».
И далее: «Как-никак он — бывший канцлер самой могущественной страны Европы. А сегодня Шрёдер — мальчик на побегушках у Путина, он защищает убийц. Я не знаю, какие тайные деньги он получил от Путина. Есть официальная оплата, но я не сомневаюсь, что есть и тайные платежи».
Экс-канцлер ответил через LinkedIn
После публикации интервью не прошло и пяти часов, как офис бывшего канцлера ответил на запрос нашего издания ссылкой на профиль Шрёдера в профессиональной социальной сети LinkedIn. Там в списке мест его работы наряду с должностью федерального канцлера Германии, которую он занимал в 1998-2005 годах, указано, что Шрёдер с 2017 года является председателем наблюдательного совета российского нефтегазового концерна «Роснефть» и с 2016 года занимает пост главы наблюдательного совета компании Nord Stream 2. За этим проектом стоит в первую очередь российский концерн «Газпром».
Таким образом, 76-летний Шрёдер получает из России достаточно денег, но можно ли говорить о секретных платежах за верность Путину?
Ранее Шрёдер успел подчеркнуть, что причастность российских властей к отравлению Навального не доказана: «Все, что сейчас происходит, не более чем догадки, потому что (…) доказанных фактов нет». Навального после покушения вывезли самолетом в Германию, где он успешно прошел курс лечения в берлинской клинике «Шарите».
Обвинение в Bild насчет получения секретных платежей Шрёдер прокомментировал так: «Я понимаю тяжелую личную ситуацию, в которую попал господин Навальный». Однако его утверждения, будто бывший канцлер получал «тайные платежи», по словам последнего, не соответствуют действительности. При этом сам же Навальный признал, что никакими доказательствами не располагает, подчеркнул Шрёдер.
«При этом газета Bild и ее сайт распространили это утверждение, не поинтересовавшись моей позицией», — продолжил экс-канцлер. Ввиду этого он вынужден «предпринять юридические шаги по отношению к издательству, грубо нарушившему мои права личности». Это же касается и других СМИ, распространивших эти обвинения.
СДПГ недовольна верностью Шрёдера Путину
Из-за тесных связей бывшего канцлера с Россией у СДПГ возникает все больше проблем. Надо заметить, что партия всегда была против конфронтационного курса по отношению к России, а один из бывших госсекретарей констатировал, что решение Германии предоставить Навальному временное убежище создало затруднительную ситуацию.
Однако глава МИД Германии Хайко Маас (Heiko Maas), в отличие от Шрёдера, критически относится к политике Путина, хотя и избегает в своих интервью высказываний, способных вызвать открытую конфронтацию с товарищем по партии. В частности, он отказывается комментировать сдержанную оценку «дела Навального» со стороны Шрёдера.
Управляющий делами СДПГ в бундестаге Карстен Шнайдер (Carsten Schneider) попробовал в среду представить нападки Навального «неполитическими», каковыми они, однако, не являются. «Просто одно частное лицо что-то сказало другому частному лицу», — заявил Шнайдер. Что касается утверждений Навального, будто Шрёдер получал какие-то дополнительные деньги, Шнайдер, как и сам экс-канцлер, указал, что жертва отравления не представила никаких доказательств собственных слов, и добавил: «Я считаю это клеветой».
Шрёдер, конечно, может получать за свою работу хорошие деньги, но то, как он, будучи товарищем Путина, защищает его, все больше вредит его имиджу. Но по крайней мере федеральное правительство больше не настаивает на остановке проекта «Северный поток — 2» из-за дела Навального. Шрёдер подчеркивает, что в противном случае уйдут в песок инвестиции на 10 миллиардов евро.
Дилемма для Меркель: какие санкции?
Остается открытым еще один вопрос: какими санкциями собирается ответить на покушение на Навального канцлер Меркель, тем более что отравление «Новичком» подтвердили и эксперты ОЗХО, причем, согласно распространенному мнению, доступ к отравляющему веществу имели только властные органы.
Представитель ХДС по внешнеполитическим вопросам Юрген Хардт (Jürgen Hardt) высказался за введение санкций против конкретных лиц. «Самой действенной мерой представляется заморозка иностранных активов путинской номенклатуры», — подчеркнул он.
Маас в свою очередь сказал, что если Россия не расследует дело Навального и не предоставит соответствующую информацию немецкой стороне, то «введение целенаправленных санкций против лиц, несущих за это ответственность с российской стороны, будет неизбежным».