На Украине революционные циклы имеют удивительно четкое свойство повторяться регулярно. Фактически благодаря революциям и противодействию по отношению к ним происходит формирование современной политической элиты, качественно меняется политическая культура, а общество становится более зрелым. Это очень непростой метод взросления политической нации, часто сопровождающийся кровью и насилием. Но всякий раз гражданам Украины удавалось хотя бы частично потеснить Систему. Отвоевать у нее частицу власти и запустить свежую кровь. К счастью, каким бы ожесточенным ни было противостояние во время революции, окончательное слово всегда было за демократическими выборами.
Кажется, если бы не внешнее вмешательство, открытая агрессия и аннексия Крыма со стороны России, то условные Восток и Запад и в дальнейшем суетились бы между собой в Киеве на уровне борьбы за контроль над парламентом и правительством. Однако все эти события имеют свои особенности. Назовем их расчетом на базовый регион. Каждый из лидеров этих гигантских движений имел свою опору в конкретном регионе. При таких обстоятельствах остаются две модели развития событий. Первая — пересидеть лихолетье в «теплой ванне», мобилизуя силы для нового похода за властью на Киев. И вторая, от которой до сепаратизма рукой подать.
Возьмем, к примеру, Оранжевую революцию, завершившуюся проведением «третьего» тура выборов. После него Виктор Янукович вынужден был смириться с волей большинства и отправиться домой в Донбасс, чтобы зализать, так сказать, раны и заручиться поддержкой многочисленного и индустриально важного региона Украины. Надо вспомнить, что тогда мобилизация сил происходила с применением антикиевских лозунгов. Донбасс объявлялся настоящей трудовой Украиной, которая кормит «паразитов» с запада страны. А они, в свою очередь, только и мечтают захватить трудовой народ Донбасса, грубо оторвать его от родной русской пуповины, насильно украинизировать и по меньшей мере заставить уважать Гитлера. Политтехнологи из Партии регионов ловко противопоставляли Донбасс остальной стране, прокладывая при этом путь для возвращения Януковича в столичную власть.
Виктор Янукович и «элита» Донбасса стремились к реваншу. Они еще до того создали у себя в регионе такую систему, при которой нерегиональному политику «из Украины» нечего было туда даже соваться. Помните, как в Донецке травили Виктора Ющенко, завешивая город билбордами с изображением политика в эсэсовской униформе? А как преследовали там тех, кто посмел не поддерживать Партию регионов? Грубо отбирали бизнес, бросали в тюрьму, калечили и убивали. Донецкие имели не только опыт физической расправы над своими недавними бизнес-партнерами или конкурентами, они оставляли выжженную землю и в политической плоскости. И самое главное, что им удалось достичь — это состояние крайней нетерпимости к тем, кто имеет иные политические взгляды. Создать атмосферу тотальной ненависти.
Мобилизация и так подмятого под себя Донбасса позволила Виктору Януковичу не просто вернуться в центральную политику, но даже стать премьером при президентстве ненавистного ему Виктора Ющенко. Расправившись с мягкотелым Ющенко благодаря предательству «любимых друзей» последнего и при тесном сотрудничестве с Юлией Тимошенко, Янукович открыл себе прямой путь в президентское кресло. Какой бедой этот региональный реванш обернулся для Украины и украинцев — не стоит лишний раз напоминать. Однако уже тогда было очевидным — Янукович использует Донбасс как базовый регион для захвата власти в Киеве или же попытается запустить его в «сепаратное» плавание в направлении российской гавани.
А теперь вернемся к ситуации 2019 года, когда Петр Порошенко проиграл выборы Владимиру Зеленскому. Порошенко, понимая призрачность своего политического будущего, еще за год до начала выборов резко развернулся на национально-патриотическое поле, рассчитывая на получение своего базового региона. Для Порошенко такой базой должны были стать три бывшие области в Галичине и историческая Волынь. Он надеялся, что получит устойчивое электоральное ядро, которое выведет его во второй тур с «регионалом» Юрием Бойко, а значит и к заветной победе. Но когда карты спутал не замеченный ранее актер Зеленский, то было уже поздно думать о победе. Нужно было поразмыслить о базовом регионе, который не только приютит и пожалеет в тяжелые времена, но и сможет послужить плацдармом для реванша.
Результаты президентских, а затем и парламентских выборов показали, что Петр Алексеевич может рассчитывать в будущем только на Львов и Львовскую область. Ему удалось убедить в том, что он спаситель нации и государства от подосланного врагами Зеленского, только львовян. В то же время Порошенко не утратил надежду на национально-патриотические круги Киева, а также на судейскую среду, которую спешно доукомплектовал за несколько дней до отставки.
Он пробовал расшатывать ситуацию массовыми акциями протеста на улицах Киева. Угрожал новым властям на примере акций «Стоп реванш» или «Нет капитуляции». Хотя на самом деле реванша жаждал он сам. Это протестное движение какое-то время еще теплилось надуманной угрозой, что Зеленский «сдаст» Украину России, объявит капитуляцию перед агрессором. Что отменит направление по европейской интеграции Украины. Что западный мир отгородится крепкой стеной от Украины Зеленского. А самой большой угрозой считалось, что украинская культура будет уничтожена, а взамен воцарится малороссийщина. Потому что, по мнению Порошенко, семья которого говорит на русском языке и еще до недавнего времени ходила в церковь Московского патриархата, наибольшей угрозой для украинской идентичности является президент-«малоросс».
Стоит ли говорить, что ни одна из этих «угроз» не подтвердилась? Президент Зеленский ловко овладел украинским языком, умело налаживает международные связи. Одни договоры с Великобританией и Турцией чего стоят. На фронте удалось добиться затишья и теперь можно не хоронить украинских бойцов-героев, а попробовать выпутаться из капитулянтских Минских соглашений, которые на шею Украине повесил Петр Порошенко.
Под действием конкретных фактов «затих» и протестный Киев. А Петру Алексеевичу ничего не осталось, как превратить Львов в свой «бастион».
О «казусе львовян» еще, возможно, напишут не одно исследование. Потому что на самом деле очень странно выглядит поддержка отдельными жителями города политика, который еще недавно душил их мусорной блокадой. Который опустился до уровня уличного агитатора за кандидата на пост городского головы, который был прямым реализатором преступной идеи утопить Львов в мусоре. Рискуя жизнями и здоровьем львовян, Петр Порошенко и его верный подручный тогда еще пытались заставить фракцию «Самопомощь» вернуться в контролируемую им парламентскую коалицию.
И не только. Аудиторская проверка недавно установила, что Львовская ОГА, отобрав у Львова вывоз мусора, смогла незаконно «содрать» из города сто тридцать семь с половиной миллионов гривен. Таким образом пятый президент Украины со своими местными подручными не только разрушали политическую карьеру действующего руководителя Львова Андрея Садового, но и поставили город на грань экологической катастрофы, ко всему, вероятно, нагрев на этом руки.
Но вернемся к высшим политическим смыслам. Как Янукович засел в свое время в Донбассе, так Порошенко после поражения вынужденно «облюбовал» Львов. Для чего ему Львов, казалось бы? Один город погоды не сделает. Но нет, Львов — это гигантский символический капитал. Центр национального движения, откуда независимые импульсы расходятся по всей стране. Львов долго представлял из себя статус мерила патриотического сознания и национального духа. «Овладев» Львовом и присвоив право говорить от его имени, можно претендовать на поддержку патриотических сил в масштабах целой страны. То есть, если многочисленное и экономическое напряжение Донбасса помогли Януковичу стать президентом, то почему не поставить себе на службу символический потенциал Львова? Но тут возникает два вопроса. Для чего? И против кого и чего проводить мобилизацию?
Ответ на первый вопрос ясен, как белый день. Петр Порошенко просто бредит реваншем. Окруженный плотным кольцом единомышленников, он действительно считает, что сможет вернуться в президентское кресло. К этому надо добавить еще один аргумент. Порошенко мертвой хваткой уцепился за Львов, чтобы обеспечить себе личную защиту от возможных уголовных преследований. Во избежание потенциальной ответственности, ему нужно было стать лидером патриотической оппозиции. А тут без поддержки Львова не обойтись. Львов оказался нужным ему, как охранная грамота на все случаи жизни.
А вот вопрос против кого и чего он мобилизует Львов является чрезвычайно сложным и многоплановым. Недавно известный украинский журналист и публицист Сергей Лещенко поделился мыслями о коварных замыслах олигархических групп ограничить до номинального президентство Зеленского, а то и добиться его преждевременной отставки. Олигархи, используя возможности, предоставленные децентрализацией, хотят получить контроль над депутатами и председателями объединенной территориальной громады чуть ли не по всей стране. А дальше: либо путем саботажа центральной власти, либо даже открытого неповиновения Киеву, растерзать государство на отдельные феодальные вотчины.
Если одни олигархи будут соревноваться за Харьков, Днепр или Одессу, то Петр Порошенко таким «феодом» выбрал для себя Львов. Он, под предлогом того, что в Киеве заседает «неправильный» президент, хочет использовать Львов в борьбе против государственной вертикали власти в столице Украины. Таким образом он приобщается к масштабному плану олигархов окончательно поделить Украину на удельные владения. Пытается освободить эти анклавы из-под контроля центральной власти, чтобы шантажировать ее сепаратизмом. Мол, если вы не поставите премьер-министром моего ставленника, или не отдадите одну из отраслей промышленности, то нам вместе не быть.
Обратите внимание также на лозунги и предложения избирательной кампании политической силы Петра Порошенко. Хотя это местные выборы, партия практически не имеет планов деятельности на этом уровне. Зато вся кампания построена на общенациональных лозунгах. Те тезисы, которые обнародовали перед избирателями, программой отнюдь не назовешь. Зато сплошным рефреном звучат слова о спасении Украины и о борьбе против власти в Киеве. Интересно, а как должны спасать депутаты городского или областного совета Украину от государственной власти в Киеве? Шантажом, ультиматумами или неповиновением?
Подобная подмена компетенций и охота за голосами наивных граждан может сыграть злую шутку с львовянами, когда к власти в городе и области придут циничные проходимцы со своими родственниками, компаньонами, любовницами и любовниками. А это уж точно маргинализирует Львов и лишит его возможности влиять на общегосударственные процессы. Поэтому Петр Порошенко, может даже и не сознательно, стремится повторить «подвиг» Виктора Януковича. Вопрос только в том, согласятся ли львовяне на роль сепаратистов Донбасса?