The National Interest (США): в первый же день на посту президента Байден должен отменить поправку, разрешающую не соблюдать санкции в отношении Азербайджана

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор считает, что Азербайджан продемонстрировал неискренность своих антитеррористических обязательств и своего обещания добиваться мирного урегулирования спора с Арменией. Если Байден победит, он должен положить конец поблажкам Азербайджану и его скатыванию к пособничеству терроризму.

Теракты 11 сентября 2001 года ненадолго объединили американцев, но также положили начало периоду идеологической внешней политики, диктуемой одной партией. Во времена правления администрации Буша демократы проводили партийную линию в отношении войны в Ираке в 2003 году, во всяком случае, после того, как они не нашли особых доказательств существования оружия массового уничтожения. Республиканцы отплатили за это — сначала интервенцией в Ливии, по крайней мере, после разгрома в Бенгази, а затем ядерной сделкой с Ираном в 2015 году. В центре нарастающего внимания, «под прицелом», по-прежнему находятся Израиль и Саудовская Аравия.

Джо Байден сделал основой своей предвыборной кампании устранение партийных разногласий. Если бы бывший вице-президент пожелал распространить это обещание на внешнюю политику, то для начала ему лучше всего было бы возглавить поддерживаемые обеими партиями действия, направленные на прекращение наступления Азербайджана на Нагорный Карабах, или Арцах, как его называют местные жители. Нагорный Карабах — это горная территория, исторически населенная армянами. Однако советский лидер Иосиф Сталин, пытаясь ослабить национализм на Кавказе, передал этот регион под контроль Азербайджана. Но коммунизма, десятилетиями насаждавшегося издалека, было недостаточно, чтобы уничтожить тысячелетнюю культуру и историю. После распада Советского Союза между Арменией и Азербайджаном начался конфликт с применением насилия, а армяне, жившие в этом в горном регионе, боролись с этническими чистками и стремились воссоединиться с Арменией. В ходе последовавших боевых действий армяне в основном восстановили контроль над Нагорным Карабахом, и с тех пор регион выступает в качестве де-факто независимой республики.

На фоне начавшихся боевых действий и заслуживающих доверия сообщений об этнических чистках Конгресс принял Закон о поддержке свободы (Freedom Support Act), в 907-й статье которого говорилось, что помощь США «не может предоставляться правительству Азербайджана до тех пор, пока президент не придет к выводу и не доложит Конгрессу, что правительство Азербайджана предпринимает очевидные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного применения силы против Армении и Нагорного Карабаха». Азербайджан на протяжении длительного периода времени утверждает, что эта санкция несправедлива, учитывая, что Госдепартамент США признает и подтверждает изменения границ сталинской эпохи, но поначалу не нашел особой поддержки ни в Конгрессе, ни в Белом доме.

Ситуация изменилась после террористических атак 11 сентября 2001 года. Президент Азербайджана Гейдар Алиев, отец нынешнего президента Ильхама Алиева и вдохновитель первоначальной попытки окружить Нагорный Карабах и изгнать армян, после атак «Аль-Каиды» (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.) вступил в союз с США и объявил себя союзником президента Джорджа Буша-младшего в его «глобальной войне с терроризмом». Алиев позволил использовать Азербайджан для проведения ряда контртеррористических операций. Кроме того, по мере роста напряженности в отношениях между США и Ираном страна служила важным пунктом сбора информации. Великобритания, возможно, руководствуясь интересами «Бритиш Петролеум» (British Petroleum) в Азербайджане, поощряла такое сближение, как и Израиль, чему Азербайджан способствовал как непосредственно, так и через еврейские организации в США.

В награду за то, что Азербайджан в трудную минуту позиционирует себя в качестве союзника США, Конгресс внес в статью 907 поправку. Согласно этой поправке, президент получил право в порядке исключения отказаться от соблюдения ограничений в отношении помощи Азербайджану, если такое отступление от требований закона «необходимо для поддержки действий США по борьбе с международным терроризмом, для сохранения оперативной готовности вооруженных сил США или их партнеров по коалиции к борьбе с международным терроризмом, для обеспечения безопасности границ Азербайджана» и не будет негативно сказываться на продолжающейся работе, направленной на проведение переговоров о мирном урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном или препятствовать ей, а также не будет использоваться для наступательных действий против Армении».

Однако нынешние наступательные действия Азербайджана, является нарушением всех условий поправки в статью 907, разрешающей президенту отказываться от соблюдения ограничений, срок действия которой в последний раз был продлен в марте 2020 года заместителем госсекретаря Стивеном Бигуном (Stephen Biegun). Если сначала Гейдар, а затем Ильхам Алиев когда-то выступали против «Аль-Каиды», то сейчас Азербайджан взаимодействует с поддерживаемыми Турцией сирийскими наемниками, многие из которых ранее состояли на службе в связанных с «Аль-Каидой» группировках или в «Исламском государстве» (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.). По сути, Азербайджан следует примеру Турции и Пакистана, которые часто изображают себя партнерами по борьбе с терроризмом, при этом тайно поддерживая антизападных террористов. Будучи агрессором, азербайджанские силы делают посмешище из своих же собственных опасений по поводу безопасности границ, а также дискредитируют все действия, совершаемые ими якобы с целью мирного урегулирования.

Азербайджан публично отрицает свою агрессию, но он лишился доверия, когда его министерство обороны 26 октября опубликовало в «Твиттере» заявление, в котором обвинило Армению в грубом нарушении режима прекращения огня, что напоминает инцидент 2013 года, когда Баку случайно обнародовал результаты выборов до открытия избирательных участков. Баку также отрицает присутствие сирийских наемников, переброшенных Турцией на театр военных действий, хотя дружественные Азербайджану журналисты брали у сирийцев интервью.

С 2018 года, когда народная революция привела к возрождению демократии в Армении, правительство США предоставило Азербайджану помощь для обеспечения безопасности на сумму более 100 миллионов долларов, несмотря на то, что эта страна продолжает скатываться к авторитаризму. Вместо того чтобы способствовать установлению мира, эти деньги теперь используются для финансирования этнических чисток. 28 октября Байден выступил с заявлением, в котором призвал «администрацию [Трампа] полностью соблюдать и не отказываться от выполнения требований статьи 907 закона О поддержке свободы, чтобы остановить поставки военной техники в Азербайджан», а также призвал «Турцию и Россию прекратить подпитывать конфликт поставками оружия и, в случае Турции — отправкой наемников».

Во время президентских кампаний легко быть советчиком, указывающим, что и как надо делать, и подвергать сомнению каждое решение действующего президента. Но будем надеяться, что Байден и его помощники прибегают к жесткой риторике не просто для получения политической выгоды. Нынешняя поправка, разрешающая не выполнять требования статьи 907, является нарушением самого же закона, и должна быть немедленно отменена. То, что Госдепартамент закрывает глаза на нарушения со стороны Азербайджана и настаивает на сохранении поправки об отступлении от требований закона, является оскорблением для всех конгрессменов — и демократов, и республиканцев.

Азербайджан продемонстрировал неискренность и своих антитеррористических обязательств, и своего обещания добиваться мирного урегулирования своего спора с Арменией. Если Байден победит, то он сможет доказать искренность своей риторики о наведении мостов с идеологическими противниками из другой партии, создав широкую, двухпартийную коалицию, чтобы положить конец поблажкам Азербайджану и его скатыванию к пособничеству терроризму. Восстановив доверие идеологических противников из другой партии, Байден затем мог бы использовать эту внутреннюю коалицию для восстановления консенсуса по другим вопросам — от Восточного Средиземноморья до Ближнего Востока и Азии. Нет более сильной внешней политики, чем та, которая основана на консенсусе и сотрудничестве представителей обеих партий.

 

Обсудить
Рекомендуем