Tekniikka&Talous (Финляндия): Любимый фотограф царя запечатлел Россию в цвете больше ста лет назад

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Больше ста лет назад по указу царя Сергей Прокудин-Горский запечатлел важнейшие места Российской империи на цветных фотографиях, но их большая часть сохранилась в Библиотеке Конгресса США. Финский журналист рассказывает и о том, как они туда попали, и о самом мастере.

Оставшийся неизвестным Сергей Прокудин-Горский (1863-1944) запечатлел на своих фотографиях архитектуру, пейзажи и портреты жителей Российской империи. На его снимках есть и Финляндия.

Для путешествий по Российской империи любимец императора Николая II получил собственный вагон с фотолабораторией.

Хотя технологии Прокудина-Горского так и не стали распространенными, его разработки считаются важными и по сей день.

Большая часть его фотографий сохранилась в Библиотеке Конгресса США, куда их переправили в 1948 году. В международных изданиях по истории фотографии о Сергее Прокудине-Горском ничего не пишут. Большой труд высокого качества остался без внимания.

Три светофильтра

Более-менее практичная система получения цветной фотографии появилась уже в 1860-е годы, но настоящий прорыв совершил только немецкий профессор Адольф Мите (Adolf Miethe) в начале XX века.

Мите сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии»: три снимка подряд делались через красный, зеленый и синий светофильтр. Мите также создал проектор с тремя фильтрами.

Неподвижные модели

Русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский учился у Адольфа Мите в Берлине. Вернувшись в Российскую империю, он решил сделать главным своим занятием фотографию.

Прокудин-Горский использовал специальную кассету с фотопластинкой размером 8 на 24 сантиметра. Перед фотопластинкой размещались три светофильтра 8 на 8 сантиметров — красный, зеленый и синий.

Пока делались три снимка, объекту фотографии нельзя было двигаться.

С полученного негатива печатался тройной диапозитив. Снимки одновременно проектировались тремя проекторами с красным, зеленым и синим фильтром. На экране получалось полноцветное изображение.

Прокудин-Горский приспособил свои навыки в трехцветной съемке и к печатному делу, в чем он стал настоящим мастером.

Император Николай II активно поддерживал проект по созданию фотографий с достопримечательностями Российской империи. В 1909 году Прокудин-Горский начал путешествие по Мариинской водной системе.

Он фотографировал пейзажи и архитектуру от истоков Волги до Нижнего Новгорода и продолжил свое путешествие на Среднем и Южном Урале. В 1910 году он прошел по Волге до Астрахани, побывал на Северном и Южном Урале, в Дагестане и Финляндии.

В 1915 году, после начала Первой мировой войны, Прокудин-Горский отправился в Карелию и на строящуюся Кировскую железную дорогу. Помимо австрийских военнопленных в строительстве железной дороги принимали участие финны и китайцы.

В последний раз фотографии Прокудина-Горского выставлялись в Зимнем дворце в марте 1918 года.

Не вернулся из поездки в Норвегию

В августе 1918 года Прокудин-Горский отправился в рабочую поездку в Норвегию и так и не вернулся в Россию. Представитель старого дворянского рода начал опасаться за свою безопасность.

Сначала он пытался продолжить свою научную работу в Норвегии, но затем в 1919 году переехал в Англию, а спустя пару лет — во Францию, в Ниццу.

В 1925 году Прокудин-Горский перебрался в Париж и открыл там фотолабораторию. В 1930-е годы он перевез во Францию большую часть своей коллекции.

Прокудин-Горский скончался в Париже 27 сентября 1944 года. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела у наследников его работы для своих фондов.

Обсудить
Рекомендуем