Министр иностранных дел России Сергей Лавров вызвал геополитический переполох своим заявлением о том, что западные страны манипулируют Индией в «антикитайских играх» и отодвигают ее от Москвы. Его высказывания на прошлой неделе не только вызвали официальный ответ министерства иностранных дел Индии, но и раздраженные комментарии индийских наблюдателей, которые обиделись на предположение о том, что у Нью-Дели нет во внешней политике своих собственных стратегических расчетов.
Лавров сказал, что Индия стала «объектом настойчивой, агрессивной и коварной политики Запада, который пытается вовлечь ее в антикитайские игры», такие как возглавляемая США Индо-Тихоокеанская стратегия и «четырехсторонний диалог по безопасности» (QUAD).
«В то же время Запад пытается подорвать наше тесное партнерство и особые отношения с Индией, — сказал он в своем выступлении в московском аналитическом центре Российского совета по международным делам. — В этом и состоит цель очень жесткого давления США на Нью-Дели».
В ответ на это официальный представитель министерства иностранных дел Индии Анураг Шривастава на еженедельном брифинге в прошедшую пятницу заявил представителям СМИ, что «Индия всегда проводила независимую внешнюю политику, основанную на ее национальных интересах», и что ее «отношения с каждой отдельной страной не зависят от ее отношений с третьими странами». По его словам, Индия не считает, что ее новая Индо-Тихоокеанская стратегия направлена против какой-либо конкретной страны.
Канвал Сибал, бывший первый заместитель министра иностранных дел Индии, сказал газете Hindu, что «если Россия озабочена тем, что США, якобы, втягивают Индию в свою орбиту, она должна публично выразить хотя бы какую-то обеспокоенность по поводу неприемлемой территориальной агрессии Китая против Индии».
В отдельном твите Сибал написал: «Замечания Лаврова безоговорочно оправдывают действия Китая как ответ на манипулирования США Индией. Жертвой представлен Китай, а не Индия. Для Индии это неприемлемый месседж».
Между тем в передовой статье популярной газеты Hindustan Times говорится, что в свете комментариев Сибала «становится все труднее» объединить «острый крен России в сторону Китая с желанием Москвы оставаться друзьями с Индией».
Хотя Лавров неоднократно критиковал QUAD — неформальную группировку, объединяющую Индию, Австралию, Японию и Соединенные Штаты для противодействия растущему влиянию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, его нынешние высказывания приходятся на период усиления напряженности между Индией и Китаем, когда две соседние страны оказались с мая зажатыми в остром противостоянии по поводу пограничного конфликта.
Когда официального представителя Пекина попросили прокомментировать заявления Лаврова в прошлую пятницу, то спикер китайского МИД Хуа Чуньин заявила, что эта точка зрения «отражает волю многих стран».
«Однополярность разрушает международный порядок, практика запугивания бросает вызов нормам международных отношений, а мир во всем мире, стабильность, международное равенство и справедливость сталкиваются с реальными угрозами и серьезными вызовами», — сказала она.
P. S. Рагхаван, бывший посол Индии в России с 2014 по 2016 год, сказал, что Москва осознает проблемы в отношениях Индии с Китаем. Он также указал, что Индия уверена в том, что она должна сыграть ключевую роль в Индо-Тихоокеанском регионе, после того, как почувствовала себя отстраненной на периферию в Азиатско-Тихоокеанских делах.
Индия либо пока даже не является членом, либо лишь недавно присоединилась ко многим существующим в регионе объединениям, например АТЭС.
Поскольку более 60% вооружений Индии поступает из России, Нью-Дели уверен, что в несмотря на его противостояние Китаем, сбоев в поставках военных товаров из Москвы не будет, и эти поставки можно было бы даже ускорить.
Рагхаван сказал: «Нет никаких сомнений в том, что русские внимательно наблюдают за укреплением партнерства между Индией и США, опасаясь его последствий для индийско-российского партнерства».
Он добавил: «Наша дипломатия должна убедить их в том, что наши усилия по привлечению Китая к сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе не противоречат интересам России. На самом деле, они должны приветствовать их».
Некоторые комментаторы полагают, что решение Лаврова повторить критику в адрес индийской политики США было принято в преддверии того, что новая администрация президента Байдена займет жесткую позицию в отношении союзников США, покупающих российскую военную технику.
На данный момент Дели закупил у США оружия на сумму 12,8 миллиардов долларов, и в военных кругах ходят слухи о том, что Индия может потратить почти 100 миллиардов в течение следующих 15 лет, поскольку она модернизирует многие из своих систем вооружений и станет одним из крупнейших покупателей оружия в мире.
Как считают наблюдатели, Москва обеспокоена тем, что США будут оказывать давление на Индию, чтобы она отказалась от любых закупок оружия у России, выражая озабоченность по поводу «интер-операбельной совместимости», подразумевая под этим то, что что американская военная техника не может использоваться совместно с российской.
«Согласно российским прогнозам, США используют китайско-индийскую напряженность, чтобы подтянуть Дели к себе в условиях китайско-американской конфронтации. Кроме того, захват части индийского рынка вооружений путем ослабления отношений Дели с Москвой — это реальная цель США, — сказал Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги. — Конечно, России не нравится ни то, ни другое».
Тренин также заметил, что Москва серьезно обеспокоена отношениями между Индией и Китаем, поскольку обе эти страны являются ее стратегическими партнерами, и Россия не желает выбирать между ними. «Подход российской стороны заключается в том, чтобы выстраивать отношения с Индией и Китаем не в публичном пространстве, а в конфиденциальном закулисном сотрудничестве с обеими сторонами», — добавил он.
Нандан Унникришнан из исследовательского фонда Observer Research Foundation, базирующегося в Дели «мозгового центра», пояснил порталу StratNews Global, что с точки зрения Дели, пока президент России Владимир Путин не критикует Индию, угрозы для двусторонних индийско-российских отношений нет.
«Я не думаю, что когда-либо существовало хотя бы одно публичное заявление президента Путина, которое мы могли бы истолковать или даже ошибочно воспринять как противоречащее интересам Индии», — сказал он.