Президент России Владимир Путин впервые публично упомянул о возможности военного союза России и Китая, но Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги, сказал Nikkei Asia, что настоящее смысл этого заявления Москвы состоит в том, чтобы послать «сдерживающий сигнал» новой администрации президента США Байдена.
22 октября Путин на встрече отечественных и зарубежных экспертов по российским делам заявил, что, хотя России в настоящее время военный союз с Китаем не нужен, «теоретически это вполне возможно». Это вызвало обеспокоенность в мировых политических кругах.
Каковы же настоящие намерения Путина?
Дмитрий Тренин, ведущий российский эксперт по внешней политике с многолетним военным опытом, приобретенным в бывшем Советском Союзе и России, сказал в интервью, что этим Путин хотел послать Вашингтону сигнал о том, что США не должны усиливать напряженность в отношениях с Россией и Китаем.
«Хотя Россия и Китай вряд ли создадут сейчас военный альянс, ожидается, что Путин время от времени будет подавать сигнал о том, что США должны осознавать эту возможность и что они должны быть более осторожными в своих отношениях с Россией и Китаем», — сказал он.
Шансы на улучшение отношений США с Россией и Китаем при администрации Байдена невелики. Байден будет делать жесткие заявления по вопросам, которых избегает действующий президент Трамп, таким, как права человека и демократия, «продолжая экономические санкции против России под самыми разными предлогами», — сказал Тренин. Он добавил, что Вашингтон потребует от Москвы больших уступок в обмен на снятие санкций.
Но Тренин полагает, что Россия и Китай вряд ли будут сейчас двигаться в сторону военного союза, потому что главная задача Москвы — «оставаться независимым игроком».
«Если дальнейшее усиление напряженности между США и Китаем четко разделит мир на два блока, у России не будет другого выбора, кроме как присоединиться к лагерю под руководством Китая и фактически попасть в подчиненный статус», — заметил Тренин, добавив, что «этот сценарий абсолютно невыгоден для России».
Если бы Байден ослабил напряженность в отношениях между США и Китаем, Россия оказалась бы в тяжелом положении: испорченные отношения России с США и Европой продолжились бы, но Пекин дважды подумал бы, прежде чем углублять свои связи с Москвой, которая сталкивается с западными санкциями. В результате, по словам Тренина, «России придется принимать трудные решения как с точки зрения геополитики, так и экономики».
Урегулировав затяжной пограничный спор на Дальнем Востоке, Россия и Китай установили стратегическое партнерство и вошли в «медовый месяц» двусторонних отношений. Однако Тренин отметил, что Байден считает нынешние отношения России и Китая «неестественными и несостоятельными».
Будущий президент США считает, что «Китай свысока смотрит на Россию и просто использует ее в своих интересах».
Что касается военной ситуации, то, если отношения между США и Китаем и между США и Россией будут ухудшаться, то в Азии может резко обостриться гонка вооружений, и прежде всего, в ракетной области. «Острая конкуренция в сфере вооружений в Азии весьма вероятна, — сказал Тренин, — поскольку США хотят сохранить свое военное превосходство над Россией и Китаем. Америка перестанет грозить размещением в этом регионе новых ракет малой и средней дальности только в том случае, если Китай пойдет здесь на серьезные уступки».