Я вот никак не пойму — а что не так со всеобщей мобилизацией? Ну, да, если Россия вдруг решит завоевать всю Украину — придется проводить всеобщую мобилизацию. Или у кого-то есть какие-то другие варианты? Или за Украину вместо украинцев должен воевать кто-то другой? Кто? Бельгийцы? Испанцы? Евреи? Кто?
Израиль всеобщая мобилизация на случай новой войны не парит, он так вообще все семьдесят лет живет, и мужчины и женщины, и юноши и девушки, Швейцарию не парит — и только в воюющей Украине вдруг волна неприятия поднялась.
Замсекретаря СНБО Сергей Кривонос говорит, что это невозможно и население не обучено. Но в четырнадцатом оно тоже было не обучено. Набирали, обучали, отстояли. Шесть волн мобилизации прошло. И никакого другого рецепта на случай полномасштабного вторжения не существует. Вот нет его. Не способна маленькая профессиональная армия остановить вторжение. Ее задача — сдержать первый прорыв, замедлить первую волну наступления и дать время как раз на развертывание этой самой мобилизации, обучение, боевое слаживание. И никак по-другому не будет и не может быть.
То, что главнокомандующий слабо себе представляет схему действий, никак не отменяет неизбежности ее применения в реальности. Опять же, Кривонос говорит, что нет работы с населением, нет обучения, нет мотивации.
Вот это — одна из моих претензий к Петру Порошенко. Неуделение достаточного внимания институту резервистов — на мой взгляд, это просчет. В ситуации, когда над страной с трех сторон нависает поехавший головой оркостан — это, по-моему, не верное решение. Которое лежит в сфере обороны, а, значит, в сфере компетенции и ответственности президента.
Израильский вариант наиболее полно гарантирует суверенитет и независимость Украины. Ездить, изучать, перенимать, внедрять. Переведение страны на рельсы военной жизни. Всеобщая воинская обязанность. Обязанность хранения оружия дома. Резерв и каждые год-два призыв на неделю-другую для поддержания навыков. Территориальная оборона, обучение населения владению оружием и культура обращения с оружием и его хранением.
Но Порошенко решил оградить страну от войны, не впускать ее в жизнь каждого гражданина, каждой семьи. По-моему, у него это получилось. И, по-моему, это ошибочная стратегия.
И вот, оказывается, через семь лет, когда президент гипотетически говорит, что в случае биг-барабума воевать придется всем, это вызывает волну негодования и на поверхность всплывает тот факт, что страна не готова, не способна и не может.
Стратегия «ты ничего не понимаешь», «мы не такие», «не надо нас учить» и «мы и так лучше всех на свете» один раз уже привела страну к катастрофе, немцы тогда пытались воевать за Украину, но потом сказали «да нам-то нафиг это надо, нехай сын Петлюры воюет», плюнули и ушли. Мне кажется, из этой ситуации неплохо бы сделать выводы. Вот нет ни у какого Поля де Бенуа из Брюгге желания воевать за Кропивницкий, если за него не будут воевать сами жители Кропивницкого.
Никакое НАТО в этом случае не спасет.
Либо в обществе формула «в случае чего мы все как один берем оружие в руки идем защищать свободу и независимость своей Родины» становится железобетонной аксиомой по умолчанию в настройках — либо ничего не будет. И можно опять сливать воду.
И это неизбежно произойдет. Это очень хорошо, что в обществе происходит сейчас эта дискуссия. Потому что даже и она маленькими шажочками, по чуть-чуть, но подталкивает к осознанию необходимого.
Украина обязательно построит свой Цахал (армия обороны Израиля — прим. ред.) или Кайтселиит (добровольческое военизированное формирование в Эстонии — прим. ред.). При одном взгляде на который желание попробовать его на прочность отпадет. У нее просто нет другого выхода.
Аркадий Бабченко, российский журналист, военный репортер