Прошедшая в среду встреча не позволила снизить накал страстей между Европейской комиссией и англо-шведской фармацевтической компанией AstraZeneca, которые перекладывают друг на друга ответственность за задержки в поставках доз вакцины от covid-19. «Мы с сожалением отмечаем неясности с графиком поставок и требуем от AstraZeneca четкого плана для обеспечения быстрых поставок того количества вакцины, которое мы зарезервировали на первый квартал», — сообщила еврокомиссар по здравоохранению Стелла Кириакидес.
По итогам этого конфликтного дня Еврокомиссия потребовала от AstraZeneca обнародовать условия подписанного компанией с ЕС предварительного соглашения о поставках вакцины (европейские власти готовы сделать это как вторая сторона договора). Власти также потребовали от предприятия задействовать два расположенных в Великобритании завода для выполнения обязательств по поставкам, если находящихся на континенте мощностей для этого недостаточно. «Скажу начистоту: в договоре между этими заводами не устанавливается никакая иерархия, нет никакой дифференциации (…). Британские заводы являются частью договора о предварительном заказе и должны поставить ожидаемые дозы», — заявила еврокомиссар прессе.
«Как можно быстрее»
После требования объяснить причины задержек гендиректор AstraZeneca перешел во вторник в контрнаступление в рамках большого интервью европейским изданиям: он заявил о невиновности предприятия и указал на ответственность самой Еврокомиссии.
В частности, по словам Паскаля Сорио, компания «не отбирает вакцину у европейцев, чтобы с прибылью продать ее кому-то еще». Именно таково главное обвинение Брюсселя, который требует, чтобы AstraZeneca предоставила данные по объемам выпущенной вакцины и поставок в другие страны, прежде всего, в Великобританию. Так, Лондон ждет 2 миллиона доз в неделю, и британский премьер Борис Джонсон вчера вновь подтвердил уверенность в сохранении объемов.
На прошлой неделе предприятие сообщило о снижении производства на одном из европейских заводов, что, по мнению европейского источника, может быть чревато поставкой только четверти обещанных доз в первом квартале. Этого явно будет недостаточно для европейцев, которые полагаются на эту вакцину больше, чем на продукты Pfizer и Moderna, из-за меньшей цены и более простой транспортировки.
Судебное преследование
Точные формулировки договора о предварительном заказе станут ключевым моментом для потенциального судебного преследования, о котором уже говорила Италия. К большому разочарованию потребовавших прозрачности евродепутатов, содержание соглашения защищено деловой тайной, и для его разглашения требуется согласие обеих сторон. Если AstraZeneca не получится привлечь к ответственности за задержки, дело примет неприятный оборот для Еврокомиссии, которую все чаще обвиняют в том, что она не смогла обеспечить необходимые объемы, тогда как американцы и англичане уже вовсю ведут вакцинацию.
Увы, европейцам остается винить лишь самих себя, уверяют в AstraZeneca. Чтобы избежать затруднений с поставами, нужно было делать заказы раньше, как британцы. «Договор с Великобританией был подписан за три месяца до соглашения с Европой. Поэтому у нас было на три месяца больше времени для урегулирования возникающих проблем с британцами», — напоминает Паскаль Сорио. С понедельника Брюссель в свою очередь напоминает компании, что договор предусматривает выделение 336 миллионов евро (часть это суммы уже была перечислена) только на подготовку масштабного производства сразу же после выдачи разрешения вакцине (оно ожидается в пятницу).