Во-первых, есть ли у доллара серьезный конкурент, способный заменить его в качестве мировой резервной валюты? Во-вторых, как будет чувствовать себя доллар в том случае, если нынешний глобальный рынок активов и кредитов рухнет? Ответы на эти вопросы указывают на то, что ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе долларовый кризис Америке не грозит.
Пессимисты называют в качестве причины недовольства долларом невероятное наполнение рынка США денежной массой во время пандемии коронавируса. Никогда прежде в мирное время дефицит бюджета США не был таким большим, а объем государственного долга таким огромным, как сегодня. А Федеральный резерв никогда раньше не снижал до такого уровня процентные ставки и не увеличивал так быстро баланс.
Не меньшую тревогу вызывает то обстоятельство, что в американской экономической политике в перспективе вряд ли стоит ждать изменений. Администрация Байдена твердо намерена принять очередной пакет мер бюджетного стимулирования. В то же время Федеральный резерв постоянно заверяет нацию, что он намерен неопределенно долго сохранять учетные ставки на рекордно низком уровне, а также продолжать накачивать рынок деньгами.
Долларовые пессимисты совершенно верно отмечают, что при сокращении объема сбережений в стране необычайно большой дефицит бюджета США приведет к дальнейшему росту дефицита внешнеторгового баланса. В то же время, очень низкие процентные ставки в США не дают иностранным инвесторам достаточной прибыли, чтобы и дальше держать доллары. Пессимисты утверждают, что такое сочетание в виде роста дефицита внешнеторгового баланса и отсутствия у зарубежных инвесторов стимулов для сохранения долларовых активов создает опасность кризиса доллара.
Но пессимисты не замечают один очень важный момент. Если доллару суждено обесценивание, то он будет обесцениваться по отношению к другим ведущим валютам мира. Но в настоящее время эти валюты сталкиваются с такими же, если не с более серьезными проблемами, чем американский доллар.
Хорошей иллюстрацией являются те беды, которые в настоящее время грозят евро, являющемуся основным конкурентом доллара в борьбе за право называться мировой резервной валютой. Экономический спад в Европе намного глубже, чем в США, и у Европы сегодня отрицательные процентные ставки. Но и это еще не все. Континент сегодня на грани очередного этапа долгового кризиса еврозоны, и этот кризис создает угрозу существованию евро.
Особую тревогу вызывает то, что эпицентром следующего долгового кризиса еврозоны может стать Италия, у которой экономика в 10 раз больше, чем у Греции. Никогда прежде у Италии не было такого большого дефицита бюджета и столь неблагоприятного соотношения госдолга и ВВП. Но Италия, одетая в смирительную рубашку евро и погрязшая в экономической рецессии, не сможет навести порядок в своих государственных финансах, если не прибегнет к реструктуризации долга. А вот это до основания встряхнет евро.
Япония и Китай, чьи валюты в настоящее время мало используются в качестве резервных, в ближайшие годы не смогут создать реальную угрозу доллару. Ситуация с государственным бюджетом в Японии сегодня такова, что на ее фоне бюджет США кажется хорошо сбалансированным. Между тем Китай сегодня оказался в кредитном пузыре колоссальных размеров и продолжает жестко контролировать свой капитал. Поэтому широкое использование юаня в качестве резервной валюты исключено.
Есть и другой фактор, говорящий в пользу доллара на перспективу. Это его репутация безопасной гавани, которая подтверждается очень емкими рынками капитала. Когда мировая кредитно-денежная политика приведет к сокращению сегодняшнего глобального рынка активов, и пузырь кредитного рынка взорвется, инвесторы со всего мира снова начнут искать безопасную гавань. И очень вероятно, что в момент финансовой турбулентности этой гаванью опять окажутся государственные казначейские обязательства США.
Мы не говорим о том, что американцам не стоит беспокоиться по поводу отвратительного состояния государственных финансов своей страны. Крупный дефицит бюджета и быстро увеличивающийся размер долга могут стать тяжким бременем для детей и внуков американских граждан. Скорее речь идет о том, что опасность долларового кризиса — это не главная причина для беспокойства. Есть в общем направлении движения государственных финансов США темы, вызывающие еще больше тревог.