После того, как Россия незаконно присоединила Крым в конце зимы 2014 года, в отношениях ЕС и России начался затяжной кризис.
Со времени захвата Крыма прошло уже семь лет, но ЕС так и не нашел общего языка с Россией. Сколько еще нужно проводить переговоры с Россией? Насколько сильно нужно давить на Россию? Однозначных ответов на эти основные вопросы нет.
22 февраля министры иностранных дел стран ЕС достигли договоренности о новых антироссийских санкциях в ответ на арест ставшего ранее жертвой отравления Алексея Навального и на насильственное подавление демонстраций в поддержку оппозиции.
Согласно дипломатическим источникам, под санкции попали четыре чиновника, которые отвечали за ход дела Навального и за обращение с его сторонниками. Это председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, генпрокурор Игорь Краснов, директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников и командующий нацгвардии Виктор Золотов.
Новые санкции носят лишь символический характер. В Брюсселе вряд ли кто-нибудь рассчитывает на то, что Россия изменит из-за них свою политику и освободит Навального. Эффект был бы серьезнее, если бы было принято решение заморозить счета влиятельных олигархов или если бы санкции были направлены на российскую экономику.
На пресс-конференции после встречи министров стран ЕС Жозеп Боррель (Josep Borrell) напомнил, что в санкционный список нельзя включить кого угодно. Этому препятствует принцип верховенства права. Для того, чтобы наказать сторонников Путина, ЕС нужно подтвердить, что они действительно связаны с какими-то предосудительными действиями. Иначе решение о вводе санкций будет незаконным.
Однако неверно считать, что санкции не имеют никакого эффекта. С годами санкции ужесточились, и их общее воздействие становится весомым. Они ограничивают выход российских банков на иностранный рынок капиталов и затрудняют использование нефтяных и газовых месторождений на арктических территориях.
Отношения ЕС и России еще не достигли низшей точки кризиса, хотя они и продолжают все больше обостряться. В этот раз ЕС впервые выдвинул санкции против людей, причастных к преступлениям против прав и свобод человека. Это новый механизм, который позволит ЕС еще серьезнее воздействовать на Кремль.
Положение России в этой непростой ситуации облегчает, в первую очередь, зависимость Германии от энергоносителей, поставляемых из России. Также Россия продолжает играть важную роль в переговорах по ядерной программе Ирана и в решении конфликтов в Сирии и Ливии.