В тот день, когда Индия начала вакцинацию от коронавируса, имя Амита Мехры (Amit Mehra), было в списке первоочередников. Но он не пошел прививаться. «Я не намерен делать прививку только из-за того, что у нас есть вакцина», — говорит этот 47-летний работник делийской больницы.
А в 4 000 километрах севернее Магомед Зурабов проходит мимо временного прививочного центра, открытого в Москве недалеко от Красной площади, и тоже говорит о нежелании прививаться. У него есть подозрения, что пандемия была создана искусственно, и он заявляет, что не намерен делать прививку. Вместо этого он принимает «необходимые меры предосторожности», надевая маску и пользуясь антисептическими средствами.
Число привитых постоянно и существенно увеличивается в Израиле, Британии, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах, которые монополизировали поставки. Странам более бедным приходится довольствоваться малым количеством доз. Есть и третья категория стран, где процесс вакцинации идет медленно. В России, Китае и Индии нет больших проблем со снабжением, потому что все они производят собственные вакцины. Но государственные программы в этих странах начались медленно, и население не горит желанием ускорять прививочный процесс.
«Люди не очень-то торопятся прививаться, — говорит врач Аджит Джайн (Ajeet Jain) из специализированного делийского госпиталя им. Раджива Ганди. — Индия сейчас проходит этап, когда болезнь уже не очень сильно свирепствует, если не считать нескольких штатов. Люди расслабились и думают, что пандемия уже закончилась».
Отношение населения Индии, России и Китая может со временем оказаться весьма типичным. Даже когда будет устранен дефицит вакцины, значительной части мира понадобятся годы, чтобы провести масштабную вакцинацию от сovid-19. Причин несколько. Это трудности с проведением вакцинации в обширных и удаленных регионах, отсутствие заинтересованности населения и прочие, более неотложные приоритеты здравоохранения.
Некоторые страны в последнее время сумели преодолеть возникшие трудности. В Индии прививочный процесс в последние полмесяца удалось ускорить, поскольку к вакцинации подключились частные клиники. Кроме того, на прививки начали приглашать новые возрастные группы, включая тех, кому за 60. На этой неделе Индия достигла показателя три миллиона доз в день. Если такие темпы удастся сохранить, страна вполне может достичь объявленной цели и к августу привить 20% населения.
Вакцинация проходит медленнее, чем ожидалось, среди 30 миллионов индийских медицинских работников и тех, кто находится на передовой борьбы с коронавирусом. Их включили в приоритетную группу, и они должны были получить первую дозу вакцины вне очереди. Но у многих возникли сомнения в отношении вакцины «Коваксин» местного производства, потому что ее начали навязывать еще до публикации результатов третьего этапа испытаний. (Предварительные данные показывают, что ее эффективность 81%.)
«Это вызвало довольно большую путаницу, и в результате медицинские работники, которых планировалось привить в первую очередь и которые понимали этот процесс лучше остальных, проявили меньше желания прививаться, чем должны были», — сказал вирусолог Шахид Джамиль (Shahid Jameel), работающий директором школы биологических наук Триведи при Университете принца Ашоки.
По его словам, Индия также не стала направлять весь свой медперсонал на борьбу с сovid-19, оставив примерно половину делать прививки от других смертельно опасных болезней. «Есть программа иммунизации детей, есть программа для беременных женщин, и эти программы надо проводить беспрепятственно, несмотря на сovid».
Самым существенным затруднением может стать то, что с сентября заболеваемость сovid-19 в Индии резко пошла на спад. Кроме того, в этой стране, где средний возраст населения менее 28 лет, люди не так остро чувствуют опасность от сovid-19. В Индии зафиксировано 160 000 смертей от этой инфекции, а это в три раза меньше, чем количество людей, ежегодно умирающих от туберкулеза. Но на прошлой неделе появились признаки второй волны пандемии, а это может изменить настроения некоторых людей.
«Посмотрите на показатели смертности в Южной Азии, и вы поймете, почему люди не спешат прививаться, — говорит старший научный сотрудник делийского аналитического Фонда обзорных исследований (Observer Research Foundation) Уммен Куриан (Oommen C Kurian). — Они гораздо меньше ощущают опасность, чем, скажем, жители Лондона».
То же самое можно сказать о среднестатистическом жителе Пекина, хотя там нежелание прививаться вызвано не демографическими причинами. Китай ввел суровые, но эффективные карантинные меры для сдерживания Sars-CoV-2, и это дало результат. Жизнь в стране в основном вернулась в обычное русло. Разрешение на чрезвычайное применение первых вакцин Китай выдал еще в июле, но на сегодня в стране привилось всего 4% населения.
«Самым важным фактором является представление о том, что в Китае низок риск заражения, — сказал Яньчжун Хуань (Yanzhong Huan), работающий директором Центра глобальных исследований здоровья при Университете Сетон-Холл в Нью-Джерси. — По этой причине люди думают: зачем нам прививаться? Мы и так в безопасности».
Китай намерен к июлю привить 40% своего населения. Но чтобы достичь этого показателя, ему надо делать около четырех миллионов прививок ежедневно, а сегодня, согласно последним официальным данным, там прививается около 640 000 человек в день.
Но у Пекина есть и международные обязательства — поставить в зарубежные страны как минимум 463 миллиона доз вакцины. В основном это бесплатная помощь стратегическим партнерам. Пока у Китая нет серьезных стимулов создавать большие запасы вакцины для использования внутри страны. «Китайцы видят в массовой вакцинной помощи другим странам доказательство того, что Китай стал мировым лидером. Это убеждает их, что их страна является ответственной и надежной великой державой», — говорит Хуань.
Россия пострадала от вируса сильнее. По официальным данным, которые многие считают серьезно заниженными, там от сovid-19 умерло 90 000 человек. Но и в России вакцинация идет гораздо медленнее, чем планировало правительство, поставившее перед здравоохранением цель привить к середине года 60% населения.
Проведенный в этом месяце среди россиян социологический опрос показал, что две трети людей не намерены прививаться отечественной вакциной «Спутник V», хотя экспертные исследования говорят о ее безопасности и эффективности. С недоверием россияне относятся и к происхождению вируса. 64% считает, что это биологическое оружие. (Большинство вирусологов с ними не согласны и говорят об отсутствии доказательств искусственного происхождения коронавируса.)
Недоверие к российским властям — это главное препятствие на пути к всеобщей вакцинации, говорит представитель связанного с оппозицией медицинского профсоюза «Альянс врачей» Сергей Рыбаков. Между тем эта организация критикует работу правительства России по борьбе с пандемией. По его словам, государство активно рекламирует «Спутник V» за рубежом, в том числе, через Твиттер, но не очень стремится к популяризации этой вакцины среди россиян.
«Задача государства — показать, что вакцина необходима, что она безопасна. В России это не делается в той мере, в какой необходимо, — сказал Рыбаков. — Государству надо показать людям, что отказ от прививки опаснее вакцинации».
Аналогичные проблемы будут замедлять прививочный процесс и в других странах, которые собираются провести одну из самых масштабных в истории логистических операций. Даже когда будет создан достаточный запас вакцин, кое-где понадобится несколько лет на то, чтобы привить 70% населения и создать коллективный иммунитет. Так считает специалист по инфекционным болезням Бабак Джавид (Babak Javid), работающий в Калифорнийском университете Сан-Франциско.
Вместо этого власти могут сосредоточить усилия на вакцинации медиков и наиболее уязвимых слоев населения, говорит он. «Устранить смертность от сovid-19 не удастся, но можно сделать так, чтобы инфраструктура здравоохранения окрепла, и ее нельзя было перегрузить».