Осенняя война между Арменией и Азербайджаном прокатилась в прошлом году по Закавказью, изменив расклад сил в регионе. Однако захват Баку части Нагорного Карабаха — это, скорее, начало, а не конец перемен. Я опущу вопрос более широких перспектив, а обращу внимание на сами военные действия. Методы их ведения, использование (или, скорее, неиспользование) таких вооружений, как комплексы «Искандер», могут подсказать, каким образом подготовиться к подобным конфликтам.
Лучший союзник России
Основным поставщиком оружия в Армению выступала Россия, которая поддерживает с этой страной тесные связи в военной сфере. В рамках сотрудничества на площадке Организации Договора о коллективной безопасности Армения купила с большой скидкой оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», став его единственным заграничным пользователем. Договор сначала держали в тайне, но в сентябре 2016 года пусковые установки продемонстрировали на параде в честь 25-летия независимости Армении. Хотя Россия одновременно продавала вооружения Азербайджану, сразу же начались разговоры о том, что армянские «Искандеры» изменят расклад сил в регионе и станут эффективным инструментом, служащим сдерживанию имеющего серьезные территориальные претензии соседа.
Ракетная пропаганда
ОТРК «Искандер», пришедший на смену советским комплексам «Ока» и «Эльбрус», это одно из основных пропагандистских орудий Российской Федерации. Он действительно впечатляет своим параметрами. Максимальная дальность полета его ракет составляет 500 километров (в версии, не предназначенной на экспорт, вероятно, больше), что выводит их из-под действия Договора о РСМД, а их размер позволяет незаметно их перемещать и готовить к запуску. Одна пусковая установка в отличие от советских моделей предназначена для транспортировки и запуска не одной, а двух ракет, а те могут маневрировать на заключительной части полета, благодаря чему их сложнее перехватить. Все это делает «Искандер» идеальным инструментом запугивания, которому в первую очередь подвергаются страны, не имеющие, как Польша, эффективной системы противоракетной обороны. В радиус поражения пусковых установок, размещенных в Калининградской области, попадает большая часть территории нашей страны.
Ракетный спор
Одной из самых больших загадок недавнего армяно-азербайджанского столкновения стало использование «Искандеров» Арменией. В конце февраля премьер-министр Никол Пашинян в интервью прозападному армянскому порталу «Первый информационный» заявил, что комплексы оказались проблемными и совершенно бесполезными. По его словам, лишь 10% ракет достигли цели, а все дело в том, что это «оружие 1980-х годов». Интервью стало реакцией на высказывание бывшего министра обороны и экс-президента Сержа Саргсяна, который упрекал Пашиняна, говоря, что «Искандеры» были размещены неверно и использовались по устаревшей методике. Он полагает, что в самом начале конфликта следовало нанести удар по объектам азербайджанской нефтегазовой инфраструктуры.
Эти высказывания стали отправной точкой для серьезного конфликта в армянских руководящих кругах. Заместитель главы Генерального штаба армянских вооруженных сил генерал Тиран Хачатрян публично высмеял премьера за его слова, а тот сразу же отправил его в отставку. За генерала вступился его начальник, Оник Гаспарян, который вместе с несколькими десятками высокопоставленных военных выступил с обращением, в котором Пашинян называется некомпетентным человеком, представляющим опасность для Армении. Разумеется, премьер отправил в отставку и его, но это решение не утвердил президент. По Еревану прошли протестные марши сторонников и противников главы правительства, что тоже можно отнести к последствиям психологического воздействия российских ракет.
На заявления об их несовершенстве отреагировала Москва, отметив, что премьера Пашиняна ввели в заблуждение. Из заявления российского оборонного ведомства следует, что «Искандеры» успешно использовались в Сирии, и это лучшее оружие в рамках своего класса, а армянские ракеты во время конфликта находились на складах. Непонятно только, почему в российском тексте идет речь об экспортном варианте комплекса, который вряд ли применялся в Сирии. К дискуссии также подключился Азербайджан. Президент Ильхам Алиев сообщил, что азербайджанская сторона не зафиксировала использования «Искандеров» во время недавних военных действий.
Кто лжет?
Напрашиваются вопросы, кто искажает правду, и применялись ли в критической для Армении ситуации комплексы «Искандер», раз они, по словам россиян, настолько эффективны?
Уже в самом начале конфликта, в конце сентября 2020 года, посол Армении в России Вардан Тоганян объявил, что «Искандеры» будут пущены в дело, если турки решат помочь азербайджанской армии, задействовав свои самолеты F-16. В середине октября появилась неофициальная информация о том, что одну из пусковых установок уничтожил азербайджанский боевой дрон. Армяне опубликовали ее фотографию без ракет и заявили, что больше не будут ограничивать себя в ударах по азербайджанским целям. О боевом использовании «Искандеров» говорил в ноябре также бывший начальник Генштаба Армении Мовсес Акопян. Он заявил, что запущенную ракету перехватила азербайджанская ЗРК «Барак-8» израильско-индийского производства. О том, что армяне выпустили в направлении Баку как минимум одну ракету, сообщал также портал «Мидл Ист Ай». По его информации, это произошло в ноябре, бои шли на тот момент уже шесть недель.
В то же время в интернете опубликовали видеоролик, демонстрирующий, как армяне пользуются «Искандерами». Несмотря на плохое качество, на видео можно заметить характерную двойную пусковую установку на колесном шасси «Астролог» и стоящего рядом с ней армянского военного, угрожающего азербайджанцам. Тогда же появилось неофициальное, якобы исходящее от высокопоставленного сотрудника министерства обороны Армении сообщение о запуске четырех ракет. Ни одна из них, как говорилось, не достигла цели или из-за собственных дефектов, или по причине перехвата азербайджанскими силами. Ракеты якобы были запущены по городу Шуша, который тогда заняли азербайджанцы. Звучали предположения, что использовать «Искандеры» армян склоняли россияне, чтобы заставить стремительно продвигающихся вглубь Нагорного Карабаха азербайджанцев заключить перемирие.
Стреляли или не стреляли?
Пока история с использованием «Искандеров» приобретает форму политического спора, в котором противники России и сторонники Пашиняна уверяют, что ракеты оказались бесполезными, а противники армянского премьера выдвигают противоположный тезис.
Все это наверняка элемент послевоенного сведения счетов. Как отметил российский военный эксперт Константин Сивков в интервью РИА Новости, Пашинян критикует «Искандеры», стремясь показать, что армянская армия не была готова к ведению военных действий, и переложить ответственность на Россию, а одновременно реабилитировать себя в глазах западных политиков. В любом случае купленное за сотни миллионов долларов оружие Армении не помогло. На основе приведенных выше сообщений можно постараться восстановить возможный ход событий.
Армяне могли запустить ракеты в направлении Азербайджана в качестве предостережения, надеясь таким образом остановить стремительное и успешное наступление азербайджанцев. Остается вопросом, случайно ли ракеты не попали в важные цели или специально были направлены на менее значимые объекты. В любом случае следует добавить, что если их на самом деле смогла перехватить довольно простая и дешевая система ПРО, то можно усомниться в правдивости российских заявлений в невероятной эффективности «Искандеров» в преодолении обороны противника.
Возможно, азербайджанцы, видя решимость армян, отказались от продолжения наступления и согласились на мирные переговоры. Пойти на такой шаг им было не так сложно, ведь к тому моменту они уже, в принципе, получили то, к чему стремились. Чтобы добиться эффектов, то есть отступления противника, армянам требовалось нанести удар по военным целям, а это повлекло бы за собой большие потери среди мирного населения. В такой ситуации азербайджанцам было выгоднее всего сесть за стол переговоров, чтобы не омрачить радость от верной победы ненужными жертвами.
Загадкой остается позиция России в этом конфликте. Она позволила потерпеть поражение своему близкому союзнику, Армении, и войти на территорию, считавшуюся частью российской сферы влияния, решительному и сильному сопернику —Турции, что изменило баланс сил в регионе. Не допустить это были призваны «Искандеры». Почему их не использовали или использовали неэффективно?
Здесь мог быть прав Пашинян, говоривший о технике 1980-х годов. Предшественники этих комплексов проектировались в первую очередь под ракеты с ядерными боеголовками, предназначенными для уничтожения одним ударом целых группировок войск, центров командования, аэродромов или складов. Использование полутора десятков ракет, которые были в распоряжении армян, против рассредоточенных азербайджанских сил не изменило бы ход конфликта. В свою очередь «террористический» удар, от которого пострадали бы не только военные цели, но и в первую очередь мирное население, наверняка спровоцировал бы жесткую реакцию международного сообщества и имел последствия в контексте отношений с Россией.
Конец легенды?
Использование комплексов «Искандер» в таком конфликте, как недавняя армяно-азербайджанская война, даже если он имеет высокую интенсивность, выглядит проблематичным. Легкая азербайджанская пехота, в значительной степени представленная силами специального назначения, готовыми к самостоятельным действиям в гористой местности, была рассредоточена и могла незаметно подойти к армянским опорным пунктам. Большие соединения танков или бронетранспортеров не использовались, а задачи, которые обычно выполняет авиация, преимущественно выполняли беспилотные аппараты, которыми пользовались небольшие группировки сил. В таких обстоятельствах подходящие цели для баллистических ракет найти сложно.
«Искандеры», разумеется, не следует недооценивать. Представляется, однако, что ореол «лучшего оружия в своем классе» несколько поблек. Азербайджанский пример показывает, что они не так страшны, как обычно изображают россияне, и в первую очередь служат инструментом пропагандистской войны (в особенности, если окажутся правдой сообщения об их перехвате относительно простой и дешевой системой ПРО).
Польше, в свете этого следует закупать не только дорогие системы, предназначенные для защиты важнейших военных и гражданских объектов, но и инвестировать в более доступные, производящиеся на массовой основе (лучше всего у нас) средства противоракетной обороны, способные справиться даже с российскими суперракетами.