Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Do Rzeczy (Польша): не так страшны «Искандеры», как их россияне малюют

© РИА Новости Сергей Орлов / Перейти в фотобанкЗагрузка ракеты на самоходную пусковую установку ракетного комплекса "Искандер-М"
Загрузка ракеты на самоходную пусковую установку ракетного комплекса Искандер-М - ИноСМИ, 1920, 26.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор размышляет о комплексах «Искандер» в контексте конфликта в Нагорном Карабахе и высказываний Пашиняна об этом оружии. Не так уж и страшны «Искандеры», как их изображают россияне, приходит он к выводу. И служат они в том числе пропагандистским оружием для запугивания Польши, не способной защититься от ракетных ударов.

Осенняя война между Арменией и Азербайджаном прокатилась в прошлом году по Закавказью, изменив расклад сил в регионе. Однако захват Баку части Нагорного Карабаха — это, скорее, начало, а не конец перемен. Я опущу вопрос более широких перспектив, а обращу внимание на сами военные действия. Методы их ведения, использование (или, скорее, неиспользование) таких вооружений, как комплексы «Искандер», могут подсказать, каким образом подготовиться к подобным конфликтам.

Лучший союзник России

Основным поставщиком оружия в Армению выступала Россия, которая поддерживает с этой страной тесные связи в военной сфере. В рамках сотрудничества на площадке Организации Договора о коллективной безопасности Армения купила с большой скидкой оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», став его единственным заграничным пользователем. Договор сначала держали в тайне, но в сентябре 2016 года пусковые установки продемонстрировали на параде в честь 25-летия независимости Армении. Хотя Россия одновременно продавала вооружения Азербайджану, сразу же начались разговоры о том, что армянские «Искандеры» изменят расклад сил в регионе и станут эффективным инструментом, служащим сдерживанию имеющего серьезные территориальные претензии соседа.

Ракетная пропаганда

ОТРК «Искандер», пришедший на смену советским комплексам «Ока» и «Эльбрус», это одно из основных пропагандистских орудий Российской Федерации. Он действительно впечатляет своим параметрами. Максимальная дальность полета его ракет составляет 500 километров (в версии, не предназначенной на экспорт, вероятно, больше), что выводит их из-под действия Договора о РСМД, а их размер позволяет незаметно их перемещать и готовить к запуску. Одна пусковая установка в отличие от советских моделей предназначена для транспортировки и запуска не одной, а двух ракет, а те могут маневрировать на заключительной части полета, благодаря чему их сложнее перехватить. Все это делает «Искандер» идеальным инструментом запугивания, которому в первую очередь подвергаются страны, не имеющие, как Польша, эффективной системы противоракетной обороны. В радиус поражения пусковых установок, размещенных в Калининградской области, попадает большая часть территории нашей страны.

Ракетный спор

Одной из самых больших загадок недавнего армяно-азербайджанского столкновения стало использование «Искандеров» Арменией. В конце февраля премьер-министр Никол Пашинян в интервью прозападному армянскому порталу «Первый информационный» заявил, что комплексы оказались проблемными и совершенно бесполезными. По его словам, лишь 10% ракет достигли цели, а все дело в том, что это «оружие 1980-х годов». Интервью стало реакцией на высказывание бывшего министра обороны и экс-президента Сержа Саргсяна, который упрекал Пашиняна, говоря, что «Искандеры» были размещены неверно и использовались по устаревшей методике. Он полагает, что в самом начале конфликта следовало нанести удар по объектам азербайджанской нефтегазовой инфраструктуры.

Эти высказывания стали отправной точкой для серьезного конфликта в армянских руководящих кругах. Заместитель главы Генерального штаба армянских вооруженных сил генерал Тиран Хачатрян публично высмеял премьера за его слова, а тот сразу же отправил его в отставку. За генерала вступился его начальник, Оник Гаспарян, который вместе с несколькими десятками высокопоставленных военных выступил с обращением, в котором Пашинян называется некомпетентным человеком, представляющим опасность для Армении. Разумеется, премьер отправил в отставку и его, но это решение не утвердил президент. По Еревану прошли протестные марши сторонников и противников главы правительства, что тоже можно отнести к последствиям психологического воздействия российских ракет.

На заявления об их несовершенстве отреагировала Москва, отметив, что премьера Пашиняна ввели в заблуждение. Из заявления российского оборонного ведомства следует, что «Искандеры» успешно использовались в Сирии, и это лучшее оружие в рамках своего класса, а армянские ракеты во время конфликта находились на складах. Непонятно только, почему в российском тексте идет речь об экспортном варианте комплекса, который вряд ли применялся в Сирии. К дискуссии также подключился Азербайджан. Президент Ильхам Алиев сообщил, что азербайджанская сторона не зафиксировала использования «Искандеров» во время недавних военных действий.

Кто лжет?

Напрашиваются вопросы, кто искажает правду, и применялись ли в критической для Армении ситуации комплексы «Искандер», раз они, по словам россиян, настолько эффективны?

Уже в самом начале конфликта, в конце сентября 2020 года, посол Армении в России Вардан Тоганян объявил, что «Искандеры» будут пущены в дело, если турки решат помочь азербайджанской армии, задействовав свои самолеты F-16. В середине октября появилась неофициальная информация о том, что одну из пусковых установок уничтожил азербайджанский боевой дрон. Армяне опубликовали ее фотографию без ракет и заявили, что больше не будут ограничивать себя в ударах по азербайджанским целям. О боевом использовании «Искандеров» говорил в ноябре также бывший начальник Генштаба Армении Мовсес Акопян. Он заявил, что запущенную ракету перехватила азербайджанская ЗРК «Барак-8» израильско-индийского производства. О том, что армяне выпустили в направлении Баку как минимум одну ракету, сообщал также портал «Мидл Ист Ай». По его информации, это произошло в ноябре, бои шли на тот момент уже шесть недель.

В то же время в интернете опубликовали видеоролик, демонстрирующий, как армяне пользуются «Искандерами». Несмотря на плохое качество, на видео можно заметить характерную двойную пусковую установку на колесном шасси «Астролог» и стоящего рядом с ней армянского военного, угрожающего азербайджанцам. Тогда же появилось неофициальное, якобы исходящее от высокопоставленного сотрудника министерства обороны Армении сообщение о запуске четырех ракет. Ни одна из них, как говорилось, не достигла цели или из-за собственных дефектов, или по причине перехвата азербайджанскими силами. Ракеты якобы были запущены по городу Шуша, который тогда заняли азербайджанцы. Звучали предположения, что использовать «Искандеры» армян склоняли россияне, чтобы заставить стремительно продвигающихся вглубь Нагорного Карабаха азербайджанцев заключить перемирие.

Стреляли или не стреляли?

Пока история с использованием «Искандеров» приобретает форму политического спора, в котором противники России и сторонники Пашиняна уверяют, что ракеты оказались бесполезными, а противники армянского премьера выдвигают противоположный тезис.

Все это наверняка элемент послевоенного сведения счетов. Как отметил российский военный эксперт Константин Сивков в интервью РИА Новости, Пашинян критикует «Искандеры», стремясь показать, что армянская армия не была готова к ведению военных действий, и переложить ответственность на Россию, а одновременно реабилитировать себя в глазах западных политиков. В любом случае купленное за сотни миллионов долларов оружие Армении не помогло. На основе приведенных выше сообщений можно постараться восстановить возможный ход событий.

Армяне могли запустить ракеты в направлении Азербайджана в качестве предостережения, надеясь таким образом остановить стремительное и успешное наступление азербайджанцев. Остается вопросом, случайно ли ракеты не попали в важные цели или специально были направлены на менее значимые объекты. В любом случае следует добавить, что если их на самом деле смогла перехватить довольно простая и дешевая система ПРО, то можно усомниться в правдивости российских заявлений в невероятной эффективности «Искандеров» в преодолении обороны противника.

Возможно, азербайджанцы, видя решимость армян, отказались от продолжения наступления и согласились на мирные переговоры. Пойти на такой шаг им было не так сложно, ведь к тому моменту они уже, в принципе, получили то, к чему стремились. Чтобы добиться эффектов, то есть отступления противника, армянам требовалось нанести удар по военным целям, а это повлекло бы за собой большие потери среди мирного населения. В такой ситуации азербайджанцам было выгоднее всего сесть за стол переговоров, чтобы не омрачить радость от верной победы ненужными жертвами.

Загадкой остается позиция России в этом конфликте. Она позволила потерпеть поражение своему близкому союзнику, Армении, и войти на территорию, считавшуюся частью российской сферы влияния, решительному и сильному сопернику —Турции, что изменило баланс сил в регионе. Не допустить это были призваны «Искандеры». Почему их не использовали или использовали неэффективно?

Здесь мог быть прав Пашинян, говоривший о технике 1980-х годов. Предшественники этих комплексов проектировались в первую очередь под ракеты с ядерными боеголовками, предназначенными для уничтожения одним ударом целых группировок войск, центров командования, аэродромов или складов. Использование полутора десятков ракет, которые были в распоряжении армян, против рассредоточенных азербайджанских сил не изменило бы ход конфликта. В свою очередь «террористический» удар, от которого пострадали бы не только военные цели, но и в первую очередь мирное население, наверняка спровоцировал бы жесткую реакцию международного сообщества и имел последствия в контексте отношений с Россией.

Конец легенды?

Использование комплексов «Искандер» в таком конфликте, как недавняя армяно-азербайджанская война, даже если он имеет высокую интенсивность, выглядит проблематичным. Легкая азербайджанская пехота, в значительной степени представленная силами специального назначения, готовыми к самостоятельным действиям в гористой местности, была рассредоточена и могла незаметно подойти к армянским опорным пунктам. Большие соединения танков или бронетранспортеров не использовались, а задачи, которые обычно выполняет авиация, преимущественно выполняли беспилотные аппараты, которыми пользовались небольшие группировки сил. В таких обстоятельствах подходящие цели для баллистических ракет найти сложно.

«Искандеры», разумеется, не следует недооценивать. Представляется, однако, что ореол «лучшего оружия в своем классе» несколько поблек. Азербайджанский пример показывает, что они не так страшны, как обычно изображают россияне, и в первую очередь служат инструментом пропагандистской войны (в особенности, если окажутся правдой сообщения об их перехвате относительно простой и дешевой системой ПРО).

Польше, в свете этого следует закупать не только дорогие системы, предназначенные для защиты важнейших военных и гражданских объектов, но и инвестировать в более доступные, производящиеся на массовой основе (лучше всего у нас) средства противоракетной обороны, способные справиться даже с российскими суперракетами.

Популярные комментарии
a
and_ivanov
2
ПРО производства Польши? Лук и стрелы нааерное. А может летающая шабля, кто знает)
jadefalcon
1
Польская шиза. Ничего нового.
Обсуждение
Комментариев: 44
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
jadefalcon
26 марта 2021, 12:27
Польская шиза. Ничего нового.
Pax Amᴱricana
26 марта 2021, 14:57
Это не польская шиза - это демократия в облике Pax Americana )))
jadefalcon
26 марта 2021, 15:43
Pax Amᴱricana, я не намерен спорить, что было раньше, курица или яйцо.
Pax Amᴱricana
26 марта 2021, 20:11
Подьша со времён Ивана Грозного, а может и раньше мечтала стать глобальной империей. Не пофартило. Хотя, мечты остались.
e
evgic74
26 марта 2021, 12:29
"Одной из самых больших загадок недавнего армяно-азербайджанского столкновения стало использование «Искандеров» Арменией" Это для польских аналитегов загадка. Для всех остальных нет
d
darsan7796
27 марта 2021, 10:27
evgic74, "и применялись ли в критической для Армении ситуации комплексы «Искандер», И будут обсасывать и обсасывать этот палец. Могу подбросить тему: а существует ли"кинжал"
a
and_ivanov
26 марта 2021, 12:33
ПРО производства Польши? Лук и стрелы нааерное. А может летающая шабля, кто знает)
Дмитрий Молодцов
26 марта 2021, 12:33
Если Искандерами не стрелять, то те совсем нестрашные. Поляки могут не волноваться из-за размещённых в Калининграде дивизионов Искандеров. Молодец, пшек. Успокоил своих читателей
Majorind
26 марта 2021, 12:39
Проверять будете?
lena.shpak.reznik
26 марта 2021, 12:40
Правильно, Гриша, зачем поленьям современная ПВО?! Можно просто сложить ладошки над головой и сказать - Я В ДОМИКЕ! И Искандер промахнётся. А у РФ больше ничего и нет. Остальное - нарисованные мультики, правда? Как я люблю полезных идиотов! Они половину работы за наших контрразведчиков делают.
g
gardarik
26 марта 2021, 12:46
А вы испробуйте эффективность ИСКАНДЕРОВ НА СЕБЕ: ударник по Балтийском, и жлите
g
ghjhf2007
26 марта 2021, 13:01
Гжегош, сначала надо изучить проблему, а уж потом писать про неё статью. Армения не воевала с Азербайджаном. Азербайджан воевал с национальным армянским территориальным образованием, не имевшим официального признания даже государством Армения. У России не было повода применить силу, кроме сбития Азербайджаном российского вертолета. Здесь аналогия простая: если гипотетически польша нападет на Россию, теоретически конечно, польша же не самоубийца, так вот ни Германия ни пиндосы не впишутся за пшеков. Кстати когда пиндосы прикажут польше атаковать Калиниград, тогда и можно будет судить об эффективности Эскандеров на собственной шкуре.
R
Real_shtirlitz
26 марта 2021, 13:58
ghjhf2007, есть мнение, что даже если Россия сама нападет на гипотетическую польшу, ни Германия, ни пендосы не впишутся за пшеков.
0
0ncnjqybr
26 марта 2021, 13:03
Давайте их бомбанём!
ПИ
Прасковья Иванова
26 марта 2021, 13:16
Не бойтесь, поляки искандеров, он добрые!
Знаток Всего
26 марта 2021, 13:21
бросайте свою конницу)) дурость, спесь, бахвальство и отвага!
s
sanytchvasilenko
26 марта 2021, 14:11
Интересный вопрос? А что полено тоже ковидом болеет? В дровяннице 34 тыс. заболеваний за сутки, а я думал, что только жук-короед.
A
Alexxandro
26 марта 2021, 15:20
sanytchvasilenko, это не коронавирус - это на них польская плодожорка напала, на яблочках отожравшаяся!
Кольский лопарь
26 марта 2021, 14:21
Не так страшны "Искандеры", как их боевые блоки!)))
K
KalikP
26 марта 2021, 14:35
А в ядерном исполнении, даже приятны...
t
tanya.vovita
26 марта 2021, 14:40
Вот что за народ этот поляки? Ни чему их своя собственная история не учит... Не так страшны «Искандеры», как их россияне малюют.. Ну, ну... А вы попробуйте...
Pax Amᴱricana
26 марта 2021, 14:55
Польшу не надо никому запугивать - она сама себя запугивать умеет.
S
Seamaster
26 марта 2021, 15:17
Представляется, однако, что ореол «лучшего оружия в своем классе» несколько поблек.....================...... Правда, это оружие не использовали. Но! - один недоумок что-то обидное гавкнул, второй на основании этого гавканья что-то проблеял, а для поляков этого гавканья и блеянья достаточно для глубокомысленных выводов.
S
Seamaster
26 марта 2021, 15:22
Кстати, в 1939 году поляки что-то подобное вякали про немецкие и советские танки. Мол из картона они. И так поверили в свою пропаганду, что пробовали их рубить саблями. Итог: 600 тысяч польских вояк в немецком плену, 450 тысяч - в советском. Погибли 17 тысяч. С гранатами под танк не бросился ни один.
z
zbigniew
26 марта 2021, 15:40
Seamaster, Зачем писать ерунду? Будто поляки не знали, что есть танк. Кстати, в битве под Даугавпилсом в 1920 году поляки одержали победу над красными русскими благодаря применению танков, это было почти за 20 лет до начала 1 мировой войны. Про картонные танки , вы слышали звон, не зная откуда он. А ведь немало было сделанных макетов, чтобы сбить с толку разведку и отсюда сплетня, распространяемая Геббельсом и подпетая русскими. Точно также с битвой под Кроянтами, где якобы рубили шашкой танки. Почитайте литературу что ли, даже советскую. Ошибкой поляков было чрезмерное раздутое количество кавалерии и незначительное механизированных танковых соединений. Кстати, генерал Мачек, которого не слушали и который ратовал за танковые войска стал героем, танковое соединение под его командованием успешно било гитлеровцев и освободило немало местностей и городов в Бельгии и ГОлландии
b
balex207
26 марта 2021, 16:17
zbigniew, бла-бла-бла.. С гранатами под танк хоть один подляк бросился?
osnownoi
26 марта 2021, 16:22
zbigniew, да не сердись... Это он так. Просто Польша часто вспоминает катынь но забывает как уморила десятки тысяч красноармейцев. Я прекрасно понимаю что власть и народ имеют разное мнение. Но власть выбирает народ... Хотя и это не всегда так.
k
katerina98
26 марта 2021, 16:49
zbigniew, Все правильно говорят, Польша в газетах побеждала Германию при любом сценарии, пока до горячего не подошло. Хватит хвалиться.
u
urchin
26 марта 2021, 18:08
zbigniew, збигги, пшеки до 12 сентября расписывали рейды по Берлину. А потом, потом танкетки Гудериана вышли к Варшаве. Хватило и их. Бомбёжка с Ю-52 так, для развлечения над унтерменшами.
S
Seamaster
26 марта 2021, 18:47
zbigniew, количество танков в вермахте и в польской армии было соизмеримо. Были и неплохие польские танки (для того времени), например 7Р, которые почти все достались немцам. А вот идея, что самые лучшие танки - это польские, самый лучший самолет - это польский "Лось", а самый лучший пистолет - это Вис-35, а у большевиков танки из картона - это было. Реально же в польской армии были только понты что в 1939 году, что во время Варшавского восстания. Там погибло 3500 немцев, 17 тысяч повстанцев, 90 тысяч повстанцев сдались в плен, а в ходе восстания погибли 200(!!!) тысяч мирных варшавян.
440
26 марта 2021, 16:33
пшеки явно желают опробовать Искандеры на собственной шкуре...удачи вам пшеки!
Х
Херсонский
26 марта 2021, 16:35
Говорят, что Армения лучший союзник России. Это напрягает, потому что все места на рынках уже заняты, в т.ч. и азерами.
Тамбовский волк
26 марта 2021, 16:58
А мне понравился способ самоуспокоения поляков)))
I
Ilbeck
26 марта 2021, 17:17
Ну, если Искандеры, действительно не страшны полякам, то зачем посвящать им большую статью? И почему в Польше возник дефицит памперсов для взрослых, если оружие России так безобидно?
p
puh
26 марта 2021, 18:17
Откуда его откопали? До Польши новости доходят с задержкой в 2 месяца? Пашинян признал, что был не прав. Искандеры не применялись в НКР, а "характерный двойной".. характерен только для российских искандеров. в экспортном варианте ракета одна на шасси
Aquarius
26 марта 2021, 18:52
Чем мне всегда нравятся пшеки - это свой все время растущей глупостью. Гиенами из уже англосаксы определили по их поведению и месту в истории Европы. Осталось подтвердить чемпионство в очередной потере государственности.
c
chis888
26 марта 2021, 19:21
Полены и прежде-то умом не блистали. Ощущение такое, что они со временем не умнеют, а деградируют, причём стремительно.
f
floyd
26 марта 2021, 19:33
А вы просто попробуйте на себе,придурки, и тогда не надо будет гадать.
GreyCat
26 марта 2021, 19:43
Конечно не страшны. Точнее страшны только один раз.... А дальше покой, облачка, арфы или бурная движуха, сковороды, черти....
М
МПронин
26 марта 2021, 19:58
Искандеры полякам не страшны. Ярсы полякам тоже не страшны. Цирконы полякам особенно не страшны. Потому что польская кавалерия бесстрашна...
r
rsufiya
26 марта 2021, 20:43
Это пишут те же поляки,что полтора месяца назад профукали свою страну в виртуальной войне с Россией за пять дней? Если Искандеры не страшны, Посейдоны и иже с ними существуют только на бумаге(см.ещё одну сегодняшную статью)то с каким оружием Россия умудрилась отправить Польшу в небытие менее, чем за неделю? Польша в купе с трибалтийцами напоминают мультяшных Шарика и котёнка Гава, которые боялись молний, сидя на чердаке, спускались туда, где грозы не видно и не слышно, им становилось скучно, они опять топали на чердак, чтобы бояться вместе.
lm
le muzhik
27 марта 2021, 00:59
Вот, при советах, помнится, вообще никто ни про какое оружие ничегошеньки не знал. Только на парадах видели и радовались. В газетах говорилось про трудовой энтузиазм и отдельные кое-где имеющиеся недостатки. Теперь же каждая шпак с глубоким пониманием вопроса рассуждает о ттх отрк. О дивный новый мир!
kemerovo3939
27 марта 2021, 13:43
Правильно:Две минуты подлётного времени к Варшаве,просто не оставляют времени на страх: "Мы тебя небольно зарежем-Чик и всё"(С)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем