The Economist (Великобритания): немецкий бизнес продолжает делать ставку на Россию

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкие компании, работающие в России, не боятся covid-19, и связанных с пандемией и санкциями проблем. Большинство из них не намерены уходить из России. Наоборот, их количество может увеличиться, прогнозирует британский The Economist.

С момента разработки в 1970-х годах концепции восточной политики (Ostpolitik) Германия предпочитает взаимодействие с Россией, а не конфронтацию с ней. Сегодня политические отношения находятся на низкой точке после предпринятой в прошлом году российскими агентами попытки отравления Алексея Навального, известного российского политика, который затем был направлен на самолете в Германию для лечения. То же самое относится к торговле. Из-за санкций, введенных после российской аннексии Крыма и вторжения на Украину в 2014 году, торговля этой страны с Германией в денежном выражении упала до отметки 45 миллиардов евро (54 миллиарда долларов), тогда как в 2012 году объем торговли достигал 80 миллиардов евро. В 2007 году Германия была самым крупным торговым партнером России. Сегодня она находится на втором месте и значительно уступает по этому показателю Китаю, товарооборот которого с Россией составил в прошлом году 104 миллиарда долларов.

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что немецко-российские деловые связи продолжают оставаться прочными. Значительная часть падения в торговле может быть связана со слабым рублем или с падающими ценами на нефть и газ, которые Россия продает Европе. Из-за вызванного Крымом кризиса экспорт Германии в Россию сначала сократился, но затем в течение шести лет он постоянно рос. Ежегодные прямые немецкие инвестиции в России в 2015 году, на самом деле, увеличились до 3,5 миллиарда евро, и это произошло уже после введения санкций. В 2018 году этот показатель составил 3,8 миллиарда евро. Около 4 тысяч немецких фирм работают в России, и в основном они производят товары для 145 миллионов российских потребителей. Ни одна другая европейская страна даже близко не подходит к таким показателям. Большинство немецких компаний не намерены уходить из России. Наоборот, их количество может увеличиться.

Немецкие фирмы считают Россию достаточно крупным рынком с большим количеством дешевой рабочей силы, а благодаря существовавшему в советскую эпоху страстному увлечению математикой и наукой, в стране имеется также немало квалифицированных специалистов, особенно в области информационных технологий. Количество членов Российско-Германской торговой палаты (ahk Russland) в прошлом году увеличилось более чем на 10 процентов, и сегодня в нее входят около 1000 фирм. Часть этого роста обусловлена тем, что некоторые компании, уже работающие в России, пытаются получить поддержку на фоне растущей напряженности. Однако много и новых участников. По результатам опроса, проведенного Российско-Германской торговой палатой в конце прошлого года, 70 процентов опрошенных сообщили о том, что значительное ухудшение политических отношений не отпугивает их, и они намерены продолжить заниматься бизнесом в России. Около 30 процентов опрошенных планируют нанять дополнительное количество российских сотрудников.

Бизнес адаптируется к геополитической напряженности. Работа в России немецкой компании Metro с ее гигантской сетью супермаркетов, сначала пострадала от западных санкций, введенных из-за Крыма, а затем и от ответных ограничительных мер России, когда Кремль запретил ей импортировать некоторые свежие продукты из Евросоюза, Америки, Норвегии, Канады и Австралии. Об этом рассказал Мартин Шумахер (Martin Schumacher), глава российского отделения этой компании. Продажи в 93 ее торговых центрах начали сокращаться и продолжили падать в каждый из следующих трех лет. Однако в 2020 году продажи вновь начали расти. Компания Metro нашла альтернативных поставщиков в Северной Африке, снизила цены, реорганизовала свои магазины и предложила повышенную заработную плату 12 тысячам своих сотрудников. «Сегодня я уверен в том, что касается наших возможностей в России», — говорит г-н Шумахер.

Немецкие компании не только не сокращают свое присутствие в России, но даже увеличивают его. Немецкая компания Claas в 2015 году вложила 120 миллионов евро в производство сельскохозяйственной техники в Краснодаре, и продолжает расширять эту производственную площадку. Фирма Globus, еще один крупный немецкий продавец продовольственных поваров, смогла даже увеличить продажи в России после 2016 года. Сегодня в 17 супермаркетах этой компании в России работают 10 тысяч человек, а ее инвестиции в новый подмосковный логистический центр в Пушкино составили в прошлом году 73 миллиона евро. Фирма Bionorica, производитель основанных на травах медицинских препаратов, недавно завершила строительство нового завода в расположенном в центральной России городе Воронеже, потратив на это 40 миллионов евро. Продолжает расширяться Knauf, семейная фирма и крупнейший в мире производитель гипсокартонных панелей. На ее 15 предприятиях в России трудятся 4 тысячи рабочих. Николаус Кнауф (Nikolaus Knauf), 84-летний патриарх, поддерживает теплые, сердечные отношения с российским президентом Владимиром Путиным, с которым раньше он регулярно встречался.

Volkswagen, крупнейшая немецкая компания в России по объемам продаж, также никуда не собирается уходить. Глава Volkswagen Group Герберт Дисс (Herbert Diess), предпочитающий откровенно высказывать свое мнение, является активным критиком западных санкций. Он считает, что его компания не должна быть «инструментом правительственной политики». Дисс планирует в этом году выпустить на российский рынок два новых автомобиля. Эта компания инвестировала в России более 2 миллиардов евро. На двух ее заводах в Калуге и Нижнем Новгороде работают 6 тысяч человек. Россия является третьим в мире по величине рынком для автомобилей марки «Шкода», входящей в эту группу, и четвертым рынком для ее флагманского бренда VW.

В частных беседах немецкие менеджеры ругают создающих препятствия российских бюрократов, но хвалят региональных губернаторов и других представителей политической элиты, которые, в целом, помогают им в работе (однако руководители немецких предприятий отказываются обсуждать вопрос о масштабной коррупции). Ползучий российский авторитаризм вызывает опасения. Однако немецкий бизнес, как и большинство западных бизнесов, уживается с авторитарными режимами, и наиболее ярко это можно видеть, в частности, в коммунистическом Китае. Многие разделяют позицию Дисса и считают, что «корпорации не могут свергать диктатуры». На самом деле, бизнесмены больше озабочены поворотом России на восток.

Если какая-то доля рынка будет потеряна в борьбе с китайскими соперниками, вернуть ее будет очень трудно, отмечают, не скрывая своей озабоченности, руководители немецких компаний. Также важно то, что концепция Wandel durch Handel (изменение через торговлю) не утратила своего смысла, считает Оливер Хермес (Oliver Hermes), президент лоббистской группы Восточный комитет германской экономики. «Только экономический мост пока еще остается неповрежденным», — подчеркивает он.

 

Обсудить
Рекомендуем