Турция, перенявшая командование «Объединенной оперативной группой повышенной готовности» НАТО в начале 2021 года, с поступлением возможного приказа из штаб-квартиры в Брюсселе может оказаться вовлеченной в украинско-российский кризис.
Как случилось, что Россия и Украина, которые когда-то были неразлучны, словно братья, стали врагами?
Польша, Эстония, Чехия, Болгария, Венгрия и Румыния после распада СССР сначала стали членами ЕС, а потом и НАТО. Украина, Грузия, Молдова тоже хотели присоединиться к этим странам. Однако в силу их приграничного соседства с Россией Москва посчитала этот шаг поводом для войны. Очевидно, она не хотела соседствовать с НАТО.
Первая трещина между Россией и Украиной возникла в 2013 году. Тогдашний президент Украины Виктор Янукович хотел быть ближе как к России, так и к ЕС. Поначалу Путин не возражал. Однако масштабное соглашение, которое Украина пожелала заключить с ЕС, его рассердило. По этой причине российский лидер начал оказывать сильное давление на Януковича. И это давление дало результат: Янукович отступил. Однако на этот раз в стране вспыхнули протесты, поддерживаемые Западом.
В результате этих акций, которые вошли в историю как «события на Майдане», десятки человек погибли, а Янукович бежал из страны. При неясности относительно того, кто будет контролировать парламент, Путин в начале 2014 года отдал приказ об оккупации Крыма. Москва не хотела терять Севастополь, важнейший порт в теплых водах. В дальнейшем Россия также поддержала сепаратистов на востоке страны. В апреле и мае 2014 года в Луганске и Донецке были созданы две отдельные республики. 2014 год ознаменовался большим переломом в отношениях Киева и Москвы. И теперь эти две страны — уже не братья, а враги.
Такова вкратце канва кризиса между Россией и Украиной…
И в последние недели кризис вспыхнул снова.
Напряженность между Россией и Украиной в дальнейшем может вовлечь Турцию в трудный процесс.
Что это за процесс?
Поясним. Как известно, Турция в начале 2021 года переняла у Польши командование «Объединенной оперативной группой повышенной готовности» (ООГПГ). Эти силы реагирования под эгидой НАТО были созданы во время украинского кризиса в 2014 году в качестве фактора сдерживания России. В 2019 году группой командовала Германия.
Это соединение, военный персонал которого насчитывает в общей сложности 6,4 тысячи, Турция как руководитель в этом году поддерживает 4,2 тысячами турецких военнослужащих. Остальной военный персонал — из Албании, Венгрии, Черногории, Польши, Румынии, Италии, Латвии, Словакии, Испании, Великобритании и США.
В Турции эта миссия возложена на командование 66-й механизированной бригады, дислоцированной во Фракии. В этой связи была усилена структура бригады. В частности были вложены инвестиции в планирование потребностей в области материально-технического обеспечения и боеприпасов, а также модернизированы противотанковые ракетные системы и бронетехника.
Стоит отметить, что западные государства, а также Турция не одобряют аннексию Крыма Россией и процесс, происходящий в Донбассе. Украина — страна, которая является союзницей, но не членом НАТО. Иными словами, о применении знаменитой пятой статьи договора НАТО, обозначаемой девизом: «Один за всех, все за одного. Нападение на одного из нас считается нападением на всех нас», — речи быть не может. Однако НАТО, ЕС и США выражают серьезную поддержку Украине. В случае возможной войны проявится ли эта поддержка, заявляемая на дипломатическом уровне, на поле боя — это полная загадка.
И здесь мы возвращаемся к вопросу, который задали в начале нашей статьи. Что за трудный процесс поджидает Турцию?
Если НАТО захочет поддержать Украину на месте, альянс может отдать приказ оперативной группе, созданной против России.
Это будет означать переброску войск в зону конфликта.
Однако такой приказ тоже может быть под вопросом, поскольку Украина не является членом НАТО. Мы видели эту проблему во время войны в Грузии в 2008 году. Хотя НАТО полностью поддержала Грузию, эта поддержка осталась на словах, и тбилисское правительство не смогло воспользоваться военной мощью НАТО.
Поэтому киевская администрация просит как можно скорее принять ее в НАТО.
Упомянутую специальную оперативную группу называют «острием копья» альянса.
Ведущие силы ООГПГ, созданной для быстрого реагирования на внезапные решения о переброске, при необходимости могут быть готовы к отправке не позднее чем в течение 72 часов. А это требует, чтобы дежурный военный персонал не покидал своего местонахождения и был готов к отправке в любой момент.
Хорошо известно, что между Анкарой и Москвой уже много лет существуют благоприятные отношения, хотя шероховатости тоже имеются. Предсказать, как возможный приказ о переброске войск, который может последовать в ходе украинского кризиса, отразится на российско-турецких отношениях, пока сложно.