Конфликт с Россией может быть неизбежным. Таковым его делают громкие угрозы Киева разрешить конфликт на востоке страны вооруженными методами, а также отказ Вашингтона признавать, что восточная Украина обоснованно важна для национальной безопасности России. Неменьшую тревогу вызывает тот факт, что президент не видит особых причин объяснять американскому народу, чем стратегически важна для Америки готовность Вашингтона поддержать использование Киевом силы против России.
В 1937 году японцы обстреляли и потопили американскую канонерскую лодку Пэнэй (Panay), которая патрулировала реку Янцзы. Японское имперское правительство выразило глубокое сожаление из-за случившегося, но посол США в Японии Джозеф Грю (Joseph Grew) не был удовлетворен. Он предупредил японский МИД, что «факты значат больше, чем заявления».
Грю был прав. Обещание Байдена-Харрис поддержать план украинского правительства по отвоеванию своих территорий, включая Луганск, Донецк или Крым, практически настолько же пустое, как и обещание британского правительства помочь полякам в случае нападения Германии на Польшу, данное в 1939 году.
В 1937 году президент Франклин Рузвельт решил не мстить японцам. Рузвельт знал, что американское общественное мнение не поддержит войну с Японией или любой другой великой державой. Кроме того, была и другая причина. Рузвельт отказал давлению со стороны адмиралов ВМФ США отомстить японцам, потому что понимал: американская армия не была готова к полномасштабной войне. Что касается наших британских друзей, они не были готовы ослабить свой Атлантический флот, чтобы поучаствовать в схватке с японцами из-за растущей угрозы войны с Германией.
Президенту легко публично поучать и вставать в позу, когда дело касается вещей, происходящих в тысячах миль от границ США и не стоящих пока ни капли американской крови. К сожалению, такое положение дел долго сохраняться не будет. Из-за боевых действий в Восточной Украине обе стороны понесут тяжелые потери. Российские и украинские солдаты храбры, умны и безжалостны. Ни один из них не «пробудился». Все они мотивированы патриотизмом, укоренившейся дисциплиной и мощным профессиональным военным духом.
Поскольку российская армия более многочисленна и лучше натренирована, наиболее вероятный исход — победа России. В таком случае, Москва, вероятно, направит свои силы на то, чтобы поглотить территорию Украины к востоку от реки Днепр, что значительно ухудшит положение дел Киева. Как в 2015 году заметила Ангела Меркель, Путин уверен, что в битве на востоке Украины он определенно может победить.
Поэтому, если силы США или союзников вмешаются, сделано это будет с помощью ВВС. Насколько эффективными окажутся российские системы ПВО неизвестно, однако будет неблагоразумным недооценивать влияние российский комплексных систем ПВО с фазированной антенной решеткой. Некоторые из новейших систем ПВО, например, российская С-500, чрезвычайно эффективны, многие представители минобороны США втайне беспокоятся, что даже такие боевые самолеты как F-22, F-35, и B-2 рискуют быть уничтоженными при попытке преодолеть их.
Господствующие в Восточной Украине ветра разнесут радиоактивные осадки по всей России и Центральной Азии вплоть до Кореи, поэтому русские вряд ли станут применять ядерное оружие. Однако такая вероятность остается, если США обратятся к так называемому «тактическому ядерному оружию», что спровоцирует российскую эскалацию до стратегического ядерного уровня, сопровождающегося зловещими последствиями для планеты Земля. Однако практически все военные объекты США и союзников от Эстонии до Испании оказываются в пределах досягаемости российских крылатых ракет «Калибр», несущих неядерные тысячефунтовые боеголовки с бризантным взрывчатым веществом.
Очевидное обещание президента Байдена поддержать президента Украины предполагает, что он также пьет из отравленного источника неудачного американского управления государством и армией, источника неоригинальных умов, не ценящих настоящие боевые действия. 20 лет бессмысленных сражений со слабыми противниками (повстанцы без армии, ВВС и ПВО) не развили талант ведения боевых действий среди высокопоставленных командующих настолько, чтобы они могли справлять с резко изменившейся военной средой.
Не менее серьезно и снижение уровня социальной сплоченности в США, которое было отлично продемонстрировано летом 2020 года. А если добавить к этому резкий всплеск нелегальной миграции и наркотрафика через южную границу, то можно с уверенностью сказать, что крупная война в Восточной Европе обнажит для всего мира не только серьезные точки уязвимости вооруженных сил США, но и хрупкость американского общества.
Когда воинственно настроенные советники, госсекретарь и министр обороны администрации Трампа настаивали на военных действиях, которые угрожали развязать конфликт с Ираном в 2019 году, президент Трамп ответил: «Нет». Сегодня, похоже, совещания по стратегии в Белом доме — это всего лишь фасад, а в обсуждениях главенствует основанная на мечтах идеология «пробуждения». Другими словами, в Овальном кабинете нет взрослого, который бы просто сказал «нет».
В 1937 году Рузвельт был этим взрослым в Овальном кабинете. Он понимал, что общественному мнению США стоит повиноваться. Он знал, какие огромные требования война предъявит американской экономике и вооруженным силам во время Депрессии. С точки зрения Рузвельта, такая реальность делала невозможной военную месть Японии.
Сегодня Байден, Харрис и их «пробужденные» советники ведут себя не так, как Рузвельт, они отметают все предупреждения. Понимают они это или нет, но они играют и с выживанием своей администрации.
Дуглас Макгрегор — полковник в отставке, старший научный сотрудник The American Conservative, бывший советник министра обороны в администрации Трампа, награжденный ветеран боевых действий и автор пяти книг.