ZDF (Германия): как Россия с помощью вакцины «Спутник V» раскалывает Евросоюз

Россия проводит в социальных сетях агрессивную рекламную кампанию в поддержку вакцины «Спутник V». Но она не бескорыстный помощник. Применяемая стратегия направлена против Европейского союза

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ЕС затягивает регистрацию российской вакцины «Спутник V». Но как только начинаются переговоры о поставках с отдельными странами, Россию обвиняют в попытках расколоть Европу. Автору статьи особенно не по душе ироничный стиль в Твиттере «Спутника V», хотя «фальсификаций» в пиар-компании он не обнаружил, как ни искал.

Бавария закупает 2,5 миллиона доз российской вакцины «Спутник V», которая будет производиться в швабском городе Иллертиссен. Об этом в среду сообщили представители этой федеральной земли. И федеральный министр здравоохранения Йенс Шпан (ХДС) тоже хочет провести переговоры с Россией по поводу российской вакцины.

Препарат, разработанный государственными организациями

В социальных сетях у российской вакцины «Спутник V» есть свои каналы, и вот какое сообщение было там недавно опубликовано: «И Россия, и Германия понимают, что приоритет состроит в том, чтобы спасти жизни». Это намек на то, что у других правительств якобы иные приоритеты.

Вакцина «Спутник V» разработана Национальным исследовательским центром имени Гамалеи и государственным Российским фондом прямых инвестиций (РПФИ). В социальных сетях они уже несколько месяцев проводят активную и конфронтационную кампанию, рекламируя свою вакцину как с помощью рекламных объявлений, так и в непосредственном контакте с пользователями.

Российская вакцина «Спутник V» больше других хочет заручиться поддержкой широкой общественности за пределами России. Вот главная идея: Россия делает то, что не удается Евросоюзу.

Агрессивная коммуникационная кампания направлена на раскол Евросоюза

Сара Пагунг (Sarah Pagung), эксперт по России Немецкого общества внешней политики называет эти действия «целенаправленной и отчасти агрессивной публичной дипломатией». «Кампания вакцины „Спутник V" — в любом случае проблема. Она весьма политизирована. При этом сообщается, что в Евросоюзе якобы существует своего рода заговор против российской вакцины и против России в целом», — сказала она в интервью новостной программе ZDFheute. По ее мнению, рекламная кампания в поддержку вакцины «Спутник V» — типичный пример российской активности в области внешней коммуникационной политики в последние десять лет.

«При этом предпринимается попытка расколоть Евросоюз, выступающий как единое целое, переговоры целенаправленно проводятся с отдельными государствами. В результате возникает риск: сотрудничество внутри Евросоюза оказывается под угрозой», — подчеркивает Сара Пагунг.

«Страны — члены Евросоюза, решившие самостоятельно сформировать портфель антиковидных вакцин, указывают на высокий коэффициент заражений в своих странах» — такой, например, комментарий появился 1 апреля на странице «Спутника V» в Твиттере, а еще там приведены графические показатели по Венгрии и Сербии, кандидату на вступление в ЕС.

Однако классическая фальсификация используется редко — в основном пытаются тенденциозно намекнуть на существование неких связей, которых, на самом деле, нет, отвечает Пагунг.

Евробюрократы» и «фарм-лоббисты» как противники

Еще одна любимая мишень — Тьерри Бретон, комиссар Евросоюза по внутреннему рынку, который постоянно критически высказывается по поводу поставок вакцины «Спутник V». «К сведению нашего активного сторонника и фаната Тьерри Бретона», — так начинается опубликованное 6 апреля сообщение в Твиттере, и это само по себе необычно для глобально действующего производителя, который к тому же хочет продавать Евросоюзу свою вакцину.

«Тон высказываний о таких фигурах, как Бретон, — отголосок слов государственных и близких к государству организаций в России», — отмечает доктор Сьюзан Стюарт (Susan Stewart), руководитель группы по Восточной Европе и Евразии немецкого Фонда науки и политики. «Это слова российского государства, а не только производителя вакцины», — добавляет она.

В ходе кампании по продвижению «Спутника V» Евросоюз представляется как антироссийское образование, в котором большое влияние имеют лоббисты фарминдустрии. «Фарм-лоббисты и антироссийские бюрократы развязали пропагандистскую войну против вакцины „Спутник V" еще до получения соответствующей регистрации», — такой пост был размещен от имени «Спутника V» в Twitter 31 марта. Критические публикации регулярно преподносятся как фейковые новости и как «организованная кампания».

А вот еще одно сообщение в Твиттере: «Крупные фармацевтические кампании и политические лоббисты испытывают страх, поскольку „Спутник V" — одна из лучших в мире вакцин».

 Что можно сказать в пользу «Спутника — V»

«Спутник V» — классическая векторная вакцина, разработка и производство которой относительно недороги. Сам производитель сообщал, что одна доза обходится в сумму менее 10 долларов, а для полного курса нужно сделать два прививки.

Опубликованное в специализированном журнале The Lancet исследование показывает, что эффективность «Спутника V» составляет 91,6%. Председатель Постоянной комиссии по вакцинам профессор Томас Мартенс (Thomas Martens) в интервью ZDF заявил, что опубликованные данные «производят очень хорошее впечатление».

В настоящее время эта вакцина получила одобрение в 59 странах. По данным портала Statista, 26 государств заказали вакцину «Спутник V» или получили право на ее производство. Часто речь идет о сравнительно небольших поставках: например, 18 миллионов доз будет отправлено в Бразилию и 5 миллионов — в Иран.

Иногда высказывается сомнение относительно других вакцин

Количество негативных высказываний на странице «Спутника V» в Твиттере в последнее время сократилось, отмечает Пагунг. «В сентябре 2020 года глава РФПИ Дмитриев отрицательно высказался по поводу вакцины AstraZeneca и назвал ее обезьяньей прививкой», — напоминает она.

Сейчас публикуемые сообщения не такие откровенные: «91,6% — это больше, чем 91,3%», — так на странице «Спутника V» в Твиттере прокомментировано сообщение об эффективности вакцины Pfizer. Но ведь никакой конкуренции не существует, иронично замечает автор этого сообщения.

В опубликованном 2 апреля в Твиттере посте приводятся данные опроса, проведенного среди российских врачей. В соответствии с полученными данными, вакцинам AstraZeneca, Moderna и Pfizer доверяют соответственно 13%, 20% и 28% опрошенных. Тогда как вакцина «Спутник V» пользуется доверием 69% опрошенных.

Делают вид, что их действия не имеют отношения к политике

При каждом удобном случае производитель «Спутника V» подчеркивает, что его собственные намерения честны. Вот что сказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев в начале марта в интервью телеканалу CNN: «Речь не о политике. Нам кажется, что у противников этой вакцины больше нет аргументов. У них есть только политический аргумент против вакцины «„Спутник"».

И в социальных сетях высказываются прямые обвинения, в том числе на странице «Спутника V» в Твиттере: «Некоторые думают, что я здесь для пиара или для пропаганды… Я считаю, что мы должны работать вместе, чтобы деполитизировать вакцины и спасать людей». Подобная коммуникационная стратегия весьма эффективна.

Вот что отмечает по этому поводу Сара Пагунг: «Речь идет не о том, в каким количестве будет поставлена вакцина. Речь идет о том, как Россия помогает бедной Европе».

По ее словам, эта вакцина — единственная, вокруг которой ведется столько споров. «Фактические поставки незначительны, однако политический эффект при этом достигается максимальный», — добавляет Пагунг.

Обсудить
Рекомендуем