В четверг, 15 апреля, президент Байден ввел долгожданные санкции в отношении России, обвинив Кремль во взломе «Соларуиндз» (SolarWinds), который нарушил работу правительственных учреждений США и американских компаний. Санкции направлены на противодействие дезинформационным усилиям России и оккупации Крыма, а также на ее недавнее наращивание военной мощи и проведения учений на границе с Украиной. В итоге были высланы десять российских дипломатов.
Однако прошлые раунды санкций не смогли сдержать все более агрессивную позицию России в отношении Украины, о чем свидетельствует недавнее закрытие российским военно-морским флотом Азовского моря и некоторых районов Черного моря под видом военных учений — и все это в нарушение международного права. Представитель Госдепартамента США Нед Прайс (Ned Price) назвал действия России «еще одной неспровоцированной эскалацией продолжающейся кампании Москвы по подрыву и дестабилизации Украины».
Хотя Россия объявила о прекращении маневров, которые собрали более 100 000 военнослужащих вдоль границ Украины и вызвали военную панику, она может решить сконцентрировать войска и вновь угрожать там соседу в случае изменения политической ситуации. Не исключено, что Россия начала сокращение контингента войск в преддверии саммита НАТО в июне, где главной темой повестки дня станет воинственность Москвы по отношению к соседям и ее глобальные кибератаки. В своем заявлении генеральный секретарь НАТО назвал саммит «уникальной возможностью укрепить НАТО как прочное воплощение связи между Европой и Северной Америкой».
Россия ответила на санкции президента Байдена словами пресс-секретаря МИД России Марии Захаровой, что «такое агрессивное поведение, конечно, получит решительный ответ. В Вашингтоне должны знать, что за ухудшение двусторонних отношений придется заплатить». Президент Байден ранее назвал Владимира Путина «убийцей», а Белый дом высказался против методики лечения, применяемой к российскому активисту Алексею Навальному.
Похоже, что Байден и Путин готовы работать вместе над одной повесткой дня: борьбой с изменением климата. На недавнем климатическом саммите, инициированном Белым домом, Путин заявил, что «Россия искренне заинтересована в активизации международного сотрудничества, с тем чтобы продолжать поиск эффективных решений проблемы изменения климата, а также всех других жизненно важных проблем», и Байден ответил в пятницу, что «очень воодушевлен вчерашним призывом [Путина] к миру о сотрудничестве», а «Соединенные Штаты с нетерпением ожидают сотрудничества с Россией и другими странами в этом начинании».
Запреты на российский нефтегазовый сектор — бьющееся сердце экономики — могут оказаться достаточно разрушительными, чтобы заставить Путина пересмотреть свою позицию. Ограничения на продажу технологий, необходимых для разведки и добычи углеводородов, таможенные пошлины или полное эмбарго на экспорт нефти и газа, а также штрафы или замораживание активов российских финансовых компаний, учреждений и инструментов могут помочь достижению этой цели.
Россия — один из крупнейших в мире производителей сырой нефти и природного газа. Это огромный источник углеводородов, уступающий только США и часто идущий плечом к плечу с Саудовской Аравией. Российский экспорт сырой нефти в 2020 году составил более 70 миллиардов долларов США, а нефтегазовые доходы составили 36% доходов федерального бюджета России в 2018 году. Российский нефтегазовый сектор также сильно зависит от Европы как рынка; в 2018 году 60% российского экспорта сырой нефти и 75% экспорта природного газа были направлены в Европу.
И хотя Москва более чем счастлива выслать американских дипломатов и запретить американским чиновникам въезд в страну в ответ на высылку Байденом российских разведчиков, но экономические санкции, ориентированные на углеводороды, ударят по России так, что это причинит ей боль.
Ранее санкции США в отношении российского энергетического сектора включали запрет на предоставление и экспорт товаров, услуг или технологий, которые поддерживают разведку или добычу морских или сланцевых месторождений, на которых потенциально могут добывать нефть в России. Они были нацелены на такие российские компании, как «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и их дочерние компании, в которых те имеют 50% или более.
Новый режим санкционной политики может быть нацелен на глобальных нефтетрейдеров, использующих финансовую мощь США по соблюдению требований международного регулирования, а также предложить поддержку европейским союзникам для создания единого фронта против России. Соединенные Штаты также могут усилить санкции в отношении российских компаний, занимающихся разведкой и добычей углеводородного сырья, и нефтехимических компаний, которые импортируют американские технологии или технологические компоненты, основанные на патентах США. Это также может серьезно ограничить инвестиции в российскую нефтяную, газовую, СПГ и нефтехимическую промышленность. Будущая война на Украине станет проигрышным предприятием при таком пакете политических мер.
В условиях таких санкций сторонние компании, которые экспортируют в Россию технологии геофизики/ разведки, бурения и нефтехимической промышленности, могут потерять американские рынки, финансы и экспортные лицензии. Поскольку Европа в значительной степени зависит от импорта российского газа, для того, чтобы санкции были наиболее эффективными, потребуется солидарность между Европой и Соединенными Штатами на уровне, которого в настоящее время нет.
Нынешнего режима санкций недостаточно, чтобы повлиять на поведение России, как показали недавние российские кибератаки, агрессия вблизи украинской границы, а также в Черном и Азовском морях. Обращение России с Алексеем Навальным, ранее отравленным противником режима, вызвало международный резонанс. Дальнейшие санкции были бы решительной мерой в ответ на решительный вызов, но по мере того, как Россия становится смелее, все инструменты в арсенале политиков должны быть готовы, включая крупный пакет санкций в отношении энергетической отрасли.
При содействии Александры Перуанской