Гордон (Украина): за два года президентства Зеленского у Украины впервые появился шанс для серьезного экономического прорыва

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на бедственное экономическое положение Украины, ее зависимости от займов МВФ, представители правящей партии трубят о выдающихся достижениях новой власти. Тут вам и сохранение финансовой устойчивости, и экономический рост, и увеличение реальных доходов населения, зарплаты и даже пенсий. Ну а вишенка на торте — деолигархизация всей страны.

Народный депутат от «Слуги народа», глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в эксклюзивном материале изданию «Гордон» подвел итоги экономического развития Украины за два года президентства Владимира Зеленского.

Немного остыв от впечатлений об итоговой пресс-конференции президента, давайте поговорим об экономике — экономике второй половины 2019-го — первой половины 2021 года. Давайте поговорим откровенно, стараясь избежать манипуляций и, насколько это возможно, субъективизма. Несмотря на то, что мы, конечно, находимся внутри процесса, поднимемся над ним, отставив в сторону личные симпатии и сконцентрировавшись исключительно на фактах, постараемся дать ответ на вопрос: каковы достижения команды Зеленского в экономической политике второй половины 2019-го — первой половины 2021 года?

Начнем с того, что предрекаемой на президентских и парламентских выборах 2019 года катастрофы в виде дефолта, доллара по 80 гривен и других апокалипсисов не произошло. Ни в 2019-м, ни в 2020-м, ни в 2021-м… «Зрада»-апокалипсис снова перенесен и снова не неопределенный срок, несмотря на скоординированные и не очень крики глашатаев-провокаторов разных мастей.

А теперь к достижениям. Итак, по пунктам.

1. Деолигархизация.

Олигархи, т.е. «счастливчики», которым удалось объединить крупную частную собственность, контроль над СМИ и влияние на политиков, давно стали общепринятым абсолютным злом, борьбу с которым провозглашали все без исключения политические силы, параллельно активно с ними сотрудничая. Очевидно, что первым, кто стал бороться с этим явлением не только на словах, но и на деле, стал президент Зеленский. Сначала приняв антиофшорный закон, а затем — начав реальную борьбу с олигархатом через инструмент санкций СНБО, президент твердо стал на путь борьбы с теми, кто считал и считает себя хозяевами жизни в нашей стране. Закон №466-IX (законопроект №1210) уже поднял на 50 процентов самые низкие в мире ставки на руду и отменил несколько важных льгот для крупного бизнеса. Последний налоговый законопроект минфина возвращается к вопросу равности налогообложения, отменяя налоговые льготы и ликвидируя пробелы в налоговом законодательстве. В этом ряду законопроект об олигархах — своеобразная точка невозврата в борьбе с олигархическим укладом экономики страны.

Однако очевидно, что олигархи — не единственная проблема нашего общества. Не менее серьезной угрозой, в том числе и национальной безопасности страны, является теневая экономика. Существующие правоохранительные органы в лице Государственной фискальной службы оказались неспособны побороть ни контрабанду, ни нелегальный алкоголь, ни другой, с позволения сказать, «бизнес», построенный исключительно на уклонении от налогообложения. Проблема также была поднята президентом на наивысший уровень в государстве, что не только демонстрирует готовность «первого» бороться с тенью и системным уклонением от налогов, но не оставляет шансов правоохранителям отделаться очередными рапортами об «успехах» борьбы с тенью в виде обысков, условно изъятого нелегального алкоголя и табака. Тем более что президент подписал закон о Бюро экономической безопасности, шансов перейти в которое у нерадивых налоговых милиционеров все меньше.

2. Экономический рост.

По итогам 2020 года ВВП в реальном выражении сократился на 4 процента (по сравнению с минус 4,2 процента, ожидаемых МЭРТ и НБУ, минус 4,8 процента в макропрогнозе КМУ, минус 8,2 процента, которые давал нам МВФ в последнем «мемо» летом 2020 года). Мы упали меньше, чем по странам ЕС-27, и в целом сопоставимо со странами — новыми членами ЕС в нашем регионе (лучше, чем Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия). Эти показатели выгодно отличаются на фоне прошлого мирового финкризиса, где мы с минус 14,8 процента были одними из лидеров падения в мире. Основной вклад в падение ВВП внесло вполне объяснимое в период пандемии сокращение инвестиций, тогда как поддержку валовой добавленной стоимости оказали потребительские расходы домохозяйств, которые в реальном выражении выросли на 1,6 процента, что было поддержано ростом реальных доходов населения. По отраслям — положительный вклад внесли строительство, торговля, финансовый сектор, ICT, операции с недвижимостью и отдельные госуслуги (здравоохранение, оборона).

В четвертом квартале прошлого года экономика почти достигла докризисного уровня, однако в первом квартале 2021 года восстановление несколько замедлилось. Несмотря на ухудшение эпидситуации и риски частичных или полных локдаунов, прогнозы и оценки на 2021 год остаются сдержанно-оптимистичными.

Восстановительный рост (в годовом выражении) начнется во втором квартале 2021 года. По итогам года, по разным усредненным оценкам, реальный ВВП вырастет на 3,8-4,8%, т.е. с большой долей вероятности Украина отыграет падение за 2020 год уже в текущем году.

Скептикам, которые позитивные результаты состояния экономики в 2019-2021 годах объясняют благоприятной ценовой конъектурой внешних рынков, возразим, что да, конечно, рост цен на сырьевые группы товаров имеет место. Однако имеет место также программа «Большое строительство», программа «5-7-9%», новая программа МВФ, антиковидная помощь бизнесу и, конечно, беспрецедентная для кризиса макрофинансовая стабильность.

2. Сохранение финансовой устойчивости.

2.1. Инфляция ускоряется, однако остается под контролем и не выйдет на протяжении и по итогам года за рамки двузначного показателя.

В 2021 году инфляция ускоряется на фоне неурожая (подсолнечника, зерновых), роста мировых сырьевых цен и перекладывания производственной инфляции. В марте 2021-го годовая потребительская инфляция ускорилась до 8,5% по сравнению с 5% в декабре 2020 года, а базовая инфляция — до 5,6%.

И хотя цель НБУ по инфляции (5% ± 1%) не будет достигнута в 2021 году, в целом ценовая ситуация остается контролируемой. А Нацбанк прогнозирует возврат к целевому показателю 5% в первом полугодии 2022 года и дальнейшую стабилизацию на этом уровне. Отметим, что в прошлые эпизоды финансово-экономического кризиса инфляция была всегда выше 10% (2008 год — 22,3%, в 2009 году — 12,3%, в 2014 году — 24,9%, в 2015 году — 43,3%, в 2016 году — 12,4%), а Украина была лидером по инфляции среди стран в регионе, чего не наблюдается сейчас (лидеры — Турция и Беларусь, а инфляция на пике в третьем квартале достигнет максимум 9%).

Для сдерживания инфляции НБУ начал цикл повышения процентной ставки, новые раунды которого ожидаются в ближайшие месяцы.

2.2. Сохранение низких процентных ставок.

Учетная ставка. 5 марта НБУ повысил процентную ставку с исторического минимума 6% до 6,5% (год назад на эту же дату ставка составляла 11%), а в мае 2019 года — 17,5%. Только за первый год президентства Зеленского учетную ставку удалось уменьшить в три раза. И, несмотря на то, что учетная ставка НБУ в 2021 году была увеличена до 7,5%, это все равно является беспрецедентно низким уровнем, что содействует уменьшению ставок кредитования бизнеса и потребительских кредитов. По итогам февраля 2021 года ставка по гривневым кредитам для бизнеса (без овердрафта) снизилась еще дальше до своего исторического минимума 8,1% (11,9% в феврале 2020 года, 8,4% — в декабре 2020 года).

2.3. Сохранение устойчивости банковского сектора.

За весь 2020 год, несмотря на экономический кризис, неплатежеспособными признаны всего два банка («Аркада» и «Місто Банк» — оба отправлены на ликвидацию), которые занимали 0,2% рынка по активам (для сравнения: в 2014 году неплатежеспособными признали 33 банка, в 2015 году — 29 банков, а за 2014-2016 годы банковская система лишилась половины своих активов). В 2021 году положительные тенденции в банковском секторе сохраняются:

ни одного неплатежеспособного банка с начала года;
сохраняется приток депозитов (+2,7 миллиарда гривен и + 100 миллионов долларов за два месяца с начала года), притом что ставки по ним упали также до исторических минимумов, что говорит о доверии как к банковской системе, так и к национальной денежной единице;
прибыль банковского сектора — 6,5 миллиарда гривен за два месяца 2021 года — третий лучший результат с 2009 года (после 2019 — 2020 годов);
норматив адекватности регулятивного капитала (минимум — 10%) вырос с 19,66% на конец 2019 года до 21,98% на конец 2020 года и до 22,36% на 1 марта 2020 года;
доля плохих активов снизилась за 2020 год более чем на семь процентных пунктов до 41% и продолжит снижаться в 2021 году.

Все эти положительные тенденции свидетельствуют о том, что банковский сектор в целом хорошо прошел кризис, имея достаточный запас капитала, ликвидности, сокращая кредитные риски за счет хоть и медленного, но списания плохих активов и сохраняя прибыльность.

2.4. Удержание относительной курсовой стабильности.

В начале 2021 года ситуация на валютном рынке остается устойчивой. За 1 января — 29 марта курс гривны к доллару с начала года укрепился на 1,1%. Текущий прогноз на 2021 год — небольшая девальвация на фоне возвращения к негативному счету текущих операций и ухудшения условий торговли. Согласно базовому сценарию МЭРТ, среднегодовой курс на 2021 год составит 28 грн/$, что означает девальвацию на 3,8% против 2020 года.

2.5. Удержание золотовалютных резервов на безопасном уровне.

На 1 января 2021 года ЗВР достигли 29,133 миллиарда гривен (+15%, или +$3,8 млрд за год). Это максимум за последние восемь лет (с сентября 2012 года).

С начала года ЗВР сократились на 2,2% до 28,543 миллиарда гривен на 1 марта 2021 года (против $27,042 млрд на 1 марта 2020 года). Т.е. за время мирового финансового кризиса Украина не только не потратила, но и нарастила ЗВР, которые на сегодня составляют 4,6 месяца будущего импорта (при критерии достаточности не менее трех месяцев).

3. Детенизация и выполнение бюджета по доходам.

Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что команда Зеленского готова к принятию непопулярных, но важных для страны решений, направленных на детенизацию. В 2019 году ВР проголосовала законы о фискализации, системные изменения в закон о финмоне, а тремя месяцами позже антиофшорный закон. Проголосован также закон о демонополизации рынка спирта, легализации азартного бизнеса, проведена земельная реформа, принято много других важных решений, объединенных одной целью — утверждением принципа «закон один для всех».

Сохраняются положительные тенденции в выполнении бюджета по доходам. Если за 2020 год доходы госбюджета (с учетом спецфонда) превысили план на год на 0,8% (9 млрд грн) и факт за 2019 год — на 7,8% (77,7 миллиарда гривен), то за первые четыре месяца текущего года план (включая спецфонд) перевыполнен на 3,2% (11,2 миллиарда гривен).

Поступления от НДС год к году выросли в полтора (!) раза.

Государственная налоговая служба (ГНС) в январе — апреле 2021 года перевыполнила план доходов на период (с учетом возмещения НДС) на 6,9% (10,7 миллиарда гривен), а фактические поступления по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросли на 20,1% (27,7 миллиарда гривен).

Главный фактор такого результата — это повышение эффективности работы ГНС и детенизация части внутренних налоговых платежей.

Поступления от таможни в январе — апреле 2021 года были на 8,8% (10,9 миллиарда гривен) больше плана и на 34,4 миллиарда гривен больше, чем за аналогичный период 2020 года. Это еще одна положительная тенденция, в отличие от прошлого года, когда таможенная служба регулярно проваливала выполнение плана по доходам.

Социальные стандарты.

Относительная ценовая и курсовая стабильность трансформируются в рост социальных показателей (зарплата, пенсии) в реальном выражении (в отличие от прошлых кризисов).

1. Рост реальной заработной платы.

Средняя зарплата. Рост реальной зарплаты продолжается. По итогам первых трех месяцев с начала 2021 года средняя зарплата составила 12 834 грн (11 тыс. грн за три месяца 2020 года). Реальная (т.е. с учетом инфляции за период) зарплата за три месяца 2021 года выросла на 16,59% (к аналогичному периоду 2020 года).

Напомним, что в 2020 году реальная зарплата по году выросла на 7,4%. Для сравнения: в 2009 году реальная зарплата по году упала на 9,2%, в 2014 году — на 6,5%, в 2015 году — на 20,2%. В долларовом эквиваленте средняя зарплата за два месяца 2020 года выросла на 3,2% до $443,6 ($429,9 за 2020 год, $406,1 — за 2019 год).

Минимальная зарплата. МЗП выросла на 20% с 1 января 2021 года до 6 тыс. грн, в долларовом эквиваленте выросла на 21,2% ($214,5 на 29 марта против $176,9 на конец 2020 года). В марте 2021 года МЗП в Украине была выше, чем в соседней Беларуси ($152, или 400 белорусских рублей по текущему курсу на 29 марта 2021 года), Молдове ($164, или 2935 молдавских леев), РФ ($169, или 12 792 руб. на федеральном уровне).

2. Рост средней пенсии в реальном выражении.

На конец 2020 года средняя пенсия составила 3 тысячи 507,5 гривны (3 тысячи 82,9 гривны в 2019 году). В реальном выражении (с учетом инфляции) средняя пенсия за год выросла на 8,1%. В первом квартале 2021 года средняя пенсия выросла на 6,2%.

Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что уровень пенсий в нашей стране крайне, недопустимо низок. На конец 2020 года 58% пенсионеров (почти 6,5 миллиона человек) получали пенсию ниже 3 тысячи гривен, т.е. ниже фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных (3 тысячи 370 гривен на конец 2020 г.), и, соответственно, большая часть таких пенсионеров была за порогом абсолютной бедности. Средняя пенсия на конец 2020 года составляла всего 30% от средней зарплаты (среднее по странам OECD — 50%, рекомендуемый минимум — 40%, у нас в 2013 году — 47%), что говорит о том, что пенсии не обеспечивают достойный уровень замены выпадающих трудовых доходов при выходе на пенсию. Однако мы также отдаем себе отчет в том, что чудес не бывает и путь к нормальным стандартам жизни пенсионеров лежит через детенизацию экономики и стабильный экономический рост.

Подытожим. Очевидно, чуда не произошло. Наша экономика за два года не стала передовой в Европе, а немцы не выстроились длинной очередью на нашей границе в поисках заработка для себя и своих семей. Все просто: чудес не бывает. И чем раньше мы это поймем, чем раньше откажемся от инфантилизма, разуверимся в сказках и займемся созиданием собственной страны, тем быстрее (не быстро, но быстрее!) мы станем нагонять сначала наших соседей из СНГ, а затем и европейские страны. Чем раньше мы поймем, что мы, все вместе — одна страна и все мы, как и президент, должны 24/7 работать на будущее своих детей, укрепляя друг друга, платя налоги, тем раньше у наших детей появится повод нами гордиться, вместо того, чтобы мечтать побыстрее уехать за границу.

И да, пусть наши общие достижения за два года скромные и основной путь впереди. Однако очевидно, что задел для сильной Украины уже сделан, как бы ни сопротивлялась старая коррупционная система, ей осталось недолго, а у нас впервые появился шанс для серьезного экономического прорыва.

 

Обсудить
Рекомендуем