Сейчас, когда президент Джо Байден преодолел неловкость, связанную со скандалом из-за Хантера Байдена, причем сделал это чисто по-украински, то есть, проигнорировал скандал, у него появилась возможность подумать о том, насколько Украина ценна для США.
Это очень важно для Америки с учетом наблюдения, впервые сделанного в четвертом веке до нашей эры: «Враг моего врага мой друг». Украина постоянно находится под угрозой со стороны России, которую администрация Байдена считает нашим врагом № 1. У них общая граница протяженностью 1 900 километров, и Украина упрямо препятствует замыслам российского президента Владимира Путина в отношении составных частей распавшейся советской империи.
В 2014 году Путин направил на захват украинского Крымского полуострова российские войска, которые получили поддержку со стороны местного русскоязычного населения. Администрация Обамы в ответ на эту насильственную аннексию пожурила российского руководителя и поставила украинцам одеяла вместо оружия.
Затем к власти пришел президент Дональд Трамп — грубое ничтожество и друг русских, как нам непрестанно твердили СМИ. И США вдруг продали Украине противотанковые ракеты. 22 октября 2020 года прошли последние перед выборами президентские дебаты, и президент Трамп на них описал эту разницу в характерной для него неподражаемой манере:
«Если он [Обама] продавал Украине подушки и простыни, то я продал ей ракеты для уничтожения танков. Нет никого, кто действовал бы в отношении России более жестко и сурово, чем Дональд Трамп. И я еще вам скажу, они были такие плохие. Они захватили это, порт для подводных лодок. Вы хорошо это помните, это было при вас, во время вашего срока и Барака Обамы. Они захватили значительную часть того, что должно принадлежать Украине. Это вы им отдали».
Очень скоро наш президент может оказаться перед выбором, в каком направлении пойти: пушки или масло. Это не гипотетический вопрос. В марте русские сосредоточили вдоль восточной границы Украины более 100 000 военнослужащих. Они также направили корабли в Черное море, омывающее Украину с юга. Госдепартамент отреагировал сдержанно: «Мы очень обеспокоены недавней активизацией агрессивных и провокационных действий России на востоке Украины».
К концу апреля Москва начала отводить свои войска, поскольку послание адресату было доставлено: не злите нас, мы можем вернуться в любой момент.
Украина потеряла Крым без надежды на его возвращение. На востоке страны в Донбассе два «зачаточных государства» (ДНР и ЛНР) провозгласили независимость. Россия активно способствовала их появлению на свет, и с тех пор подстрекает их на дальнейшие действия.
Россия имеет большое влияние на Армению и усиливает власть над соседним Азербайджаном. Москва поставляет оружие и тем, и другим, однако она выступила в качестве посредника и добилась прекращения боевых действий между двумя странами за контроль над Нагорным Карабахом. Там живут армяне, но принадлежит эта территория Азербайджану. Конечно, соглашение предусматривало размещение там российских войск якобы в качестве миротворцев. Тем самым, Россия усилила свое влияние на обе бывшие советские республики.
Украинский журналист и политический комментатор Виталий Портников предупредил, что Кремль может также разместить свои войска на украинской земле в Донбассе. «Кремль попытается навязать такой же вариант действий Украине, а именно, прямые переговоры с московскими марионетками в „ДНР/ЛНР" и размещение российских „миротворцев" в Донбассе», — написал он.
Как помочь Украине? Безусловно, каждая суверенная страна должна иметь право и ресурсы для самозащиты, особенно те, которые являются союзницами Америки. Вместо того, чтобы поставлять на Украину новые партии смертоносного оружия (или в дополнение к таким поставкам), мы можем извлечь выгоду, помогая ее экономике.
Эта страна с огромным потенциалом топчется на месте из-за неспособности перестроиться и избавиться от неустойчивого и зачастую иллюзорного верховенства закона, глубоко укоренившихся неэффективных советских привычек и старой олигархической системы, которая господствует в ключевых отраслях экономики, мешая их развитию. Многие украинцы сегодня ведут борьбу за выживание и утратили не только чувство национального достоинства, но и национальной идентичности.
У США есть банкиры, консультанты и венчурные инвесторы, которые прекрасно умеют реструктурировать и оптимизировать коммерческие операции, и могут вкладывать средства в высокодоходные предприятия, благодаря которым в мире становится лучше жить. Они могут оказать Украине помощь в превращении ее экономики в регионального лидера роста в обмен на четкие, конкретные и доступные проверке реформы, а также на капитальную перестройку прогнившей системы олигархии и олигополии.
Тем самым внимание переместится с пушек и масла на кнуты и пряники.