Yahoo News Japan (Япония): серия советских копий американских самолетов Douglas – все началось с советской версии модели DC-3

Собственные разработки коммунистического лагеря

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор провел параллель между самолетами СССР и США и пришел к выводу, что некоторые советские самолеты «очень похожи» на американские Douglas. Например, он считает Ил-18 советской версией DC-4. Но не все читатели согласны с таким сравнением и напомнили автору, что СССР производил много уникальных самолетов.

Douglas DC-3 производился также за рубежом

Если говорить о пассажирских самолетах, то на протяжении многих лет в Японии распространено мнение, что в мире лидируют такие западные производители, как американская компания Boeing и европейская Airbus. Между тем Россия и бывший СССР также считаются крупными авиационными державами, которые производили много пассажирских самолетов, несмотря на то, что в Японию они прилетали реже, чем их западные аналоги. 

В мире авиации говорят, что, если спроектировать самолет с одним и тем же двигателем (включая близкие по мощности силовые установки), одинаковой скоростью полета, количеством посадочных мест и дальностью полета, получится похожее воздушное судно. 

Советские пассажирские самолеты, один за другим дебютировавшие после войны, не были исключением. Все началось с модели DC-3, пропеллерной машины компании Douglas (в настоящее время она входит в Boeing), которая некогда была престижным американским производителем. Впоследствии СССР создал серию самолетов, которые выглядят в точности как пассажирские самолеты Douglas.

Douglas DC-3 — самый продаваемый пропеллерный авиалайнер компании. Он широко известен как самолет, которых до Второй мировой войны было произведено более десяти тысяч. Однако у этого есть обратная сторона. На самом деле только 607 самолетов были построены Douglas под индексом DC-3. Дело в том, что после войны 10 174 военных самолета типа C-47 были переданы частному сектору и зарегистрированы в качестве DC-3. В их число входит техника, использовавшееся японской компанией ANA (All Nippon Airways) после войны.

Это означает, что большинство DC-3 — военные. И на этом история DC-3 не заканчивается. Эта модель производилась не только в США, но и других странах. Это называется «лицензионным производством», при котором различные страны приобретают права на производство на своей территории. В Японии в 1940-х годах компания «Самолеты Сева» произвела 416 единиц, которые также использовались японскими военно-морскими силами. DC-3 выпускался и в СССР. Впоследствии он превратился в советскую версию DC-3.

Советская версия — это начало легенды о копиях DC-3? 

Советский DC-3 производил инженер Борис Павлович Лисунов, который стажировался в Douglas и получил официальные права на производство самолетов. Между тем потребовалось внести более тысячи конструктивных изменений, чтобы машина соответствовала советским аэродромам и климату, поэтому советская версия DC-3 получила название Ли-2. Было изготовлено около пяти тысяч Ли-2, которые использовались в основном в качестве военно-транспортных самолетов, а также компанией «Аэрофлот» для перевозки пассажиров. 

СССР не был бы самим собой, если бы история на этом закончилась. Мне неизвестны подробные детали, однако впоследствии СССР создал еще несколько пассажирских самолетов, которые очень похожи на продукцию Douglas. В 1957 году конструкторское бюро Ильюшина показало четырехмоторный пропеллерный самолет Ил-18. Это — оснащенный четырьмя двигателями самолет, созданный для авиалиний дальней протяженности.

Ил-18 был разработан как преемник Ил-14, двухмоторного винтового самолета, который впервые поднялся в воздух в 1950 году и которых было всего выпущено 1348 единиц. Ил-14 использовался в качестве преемника DC-3 и Ли-2 не только в Болгарии и Чехословакии, но и в Китае, а также Северной Корее. В сравнении с Ил-14 у Ил-18 больше двигателей более крупного размера, однако он выглядит в точности как DC-4 и DC-6 компании Douglas.

У копий турбовинтовых самолетов компании Douglas тоже были отличия

Ил-18, который следует называть советской версией DC-4 из-за большой схожести, является моделью, разработанной после DC-4, поэтому она обладает некоторыми продвинутыми характеристиками. 

Это — первая машина КБ им. Ильюшина, оснащенная турбовинтовыми двигателями, которые широко используются в современных пассажирских самолетах. Это — более мощные, легкие и простые в обслуживании двигатели, чем поршневые силовые установки, которые устанавливались на DC-4 и DC-6. Всего было построено около 700 Ил-18, которые использовались на маршрутах СССР, Африки, Южной Америки и Дальнего Востока. В Восточной Германии они использовались в качестве самолетов для VIP-персон.

Кроме того, эта модель так же известна, как чрезвычайно надежный пассажирский самолет. Есть свидетельства того, что он использовался в Азии даже в 2000-х годах. 

Затем в начале 1960-х годов дебютировали реактивные авиалайнеры, которые стали доминировать по всему миру. Естественно, советские авиаконструкторы, включая Ильюшина, не остались в стороне. В СССР также начинают производить копии реактивных пассажирских самолетов из Европы и США, но об этом мы поговорим в следующей статье. 

Комментарии японских читателей

Yam

В то время несколько японских компаний производили OEM-продукцию Douglas под названием «Сева-накадзима» L2D. Только это доказывает, что DC-3 был известным самолетом. Проблема была в двигателе. Оригинал представляет собой звездообразный мотор с воздушным охлаждением, но я помню, что видел изображение силовой установки с жидкостным охлаждением, произведенной в России.

Это отличный самолет, который может выполнять различные задачи.

Exw

Удивительно, что и у DC-3, и у Ли-2 крайне полетопригодная конструкция. DC-3 я видел в небе в Калифорнии.

Ddd

Но в СССР также производили много своих уникальных самолетов, например, Ан-2 (Это скорее не пассажирский самолет, а сельскохозяйственный). Вообще подход был весьма рациональным: для пассажирских самолетов использовали западные технологии, а что касается простых машин, то полагались на свои.

Со

DC-3 = Ли-2 — производство по лицензии в России.

DC-4: это DC-3 с увеличенной кабиной и четырьмя двигателями для повышения мощности.

Ил-18: увеличение корпуса на основе дизайна DC-3 и Ли-2, а также установка четырех двигателей.

Вполне нормальная эволюция. В отличие от истребителей, у транспортных и пассажирских самолетов дизайн сильно отличаться не будет.

Мои

США используют передовые технологии, но у России много надежных и стабильных самолетов.

В космической сфере Россия также отстает от США, но у нее надежные аппараты, поэтому мало аварий. Японские космонавты пользуются российскими космическими кораблями. Если это Россия, то как-то спокойнее.

Kix

Что касается «Сева-накадзима» L2D, то на него устанавливали японские двигатели. Расширили грузовой отсек и укрепили пол, поэтому он ценился даже больше, чем оригинал.

Ге

И Ли-2, и «Сева-накадзима» L2D производились по лицензии. В них систему измерений поменяли на метрическую и поставили другие моторы. Почему же автор называет их копией?

Yuj

Я думаю, копирование началось с МиГ-15. Мне показалось, что я его где-то видел, и потом понял, что он похож на немецкий самолет. Даже двигатель устанавливался

Rolls-Royce Nene. Но он очень красивый — фюзеляж сделали небольшим точно по размеру силовой установки.

Mr bobo

Прошу рассказать и о легендарной копии «Конкорда» Ту-144. Вместе с оригиналом они опережали свое время. 

Iyi

Я как-то летел на Ил-18 кубинских авиалиний. Было очень страшно.

Утюину

Я видел в небе DC-3. Кстати, он снимался в фильме «Касабланка». Мне не удалось попасть на авиашоу, которое проходило в Японии несколько лет назад, но самолеты пролетали недалеко от моего дома, и DC-3 вместе с истребителем Mitsubishi A6M Zero произвели на меня огромное впечатление.

Обсудить
Рекомендуем