The Spectator (Великобритания): ЕС провоцирует культурную войну между Востоком и Западом

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ЕС должен был извлечь урок из Брексита, что национальные культуры и суверенитет — чувствительные темы, к которым следует относиться с осторожностью, но не извлек. Теперь он использует тупой инструмент для решения тонких вопросов, считает автор, и играет на руку консерваторам в Восточной Европе — Венгрии, Чехии и Польше.

Другие страны ЕС «не должны вмешиваться в дела Венгрии», заявил в воскресенье президент Чехии Милош Земан в поддержку спорных новых реформ Виктора Орбана по борьбе с ЛГБТ. Земан поддержал премьер-министра Венгрии, заявив, что «не видит причин не соглашаться с ним» в его позиции по правам ЛГБТ, поскольку усиливается международное осуждение нового закона о ЛГБТ в этой стране.

Слова чешского президента стали последним ударом в ходе все более ожесточенной культурной войны ЕС между западом и востоком, в которой Брюссель возлагает вину за конфронтационную обстановку на такие мятежные страны, как Венгрия и ее союзница по Вышеградской четверке Польша. Тем не менее ЕС, по сути, пожинает сейчас плоды бури за введение бюджетного инструмента «верховенство закона», целью которого является наказание за несоответствие его правовым, этическим и культурным нормам.

В декабре ЕС включил механизм верховенства права в свой бюджет на восстановление после пандемии, что позволяет удерживать средства у стран, которые, как считается, нарушают основные принципы блока. Этот документ стал новым, более жестким элементом в более широкой системе верховенства права, которую ЕС описывает как предназначенную для «предотвращения возникающих угроз верховенству права… посредством диалога с соответствующей страной ЕС».

Тем не менее этот новый бюджетный инструмент не выглядел таким уж безобидным для стран, которые, вероятно, станут объектом санкций. Возможность финансового наказания государств-членов за нарушение культурных и этических стандартов была выдвинута Европейским парламентом — самым воинственным учреждением ЕС в случае, когда речь заходит о культурном и политическом несоответствии, — и решительно отвергнута Венгрией и Польшей.

Верный себе, Европарламент теперь угрожает привлечь Европейскую комиссию к суду за ее опоздание в возбуждении судебного разбирательства по вопросам верховенства права против «консервативных автократов», правящих этими двумя еретическими государствами-членами.

В этом контексте неудивительно, что культурная напряженность только усилилась с тех пор, как был введен бюджетный документ о верховенстве права. Если и был один урок, который ЕС должен был извлечь из Брексита, так это несомненно то, что национальные культуры и суверенитет являются чувствительными темами, к которым следует относиться с осторожностью. Тем не менее Брюссель сейчас вторгается во внутренние дела государств-членов, угрожая экономическими санкциями. Поступая таким образом, он использует тупой инструмент для решения весьма тонких вопросов и играет на руку консерваторам во всей Центральной и Восточной Европе.

Последствия этого высокомерия сейчас становятся очевидными. Вместо того, чтобы отказаться от своих противоречивых реформ, венгерские и польские лидеры удвоили усилия по утверждению христианских консервативных ценностей и национального суверенитета.

Новый венгерский закон об ограничении «продвижения» ЛГБТ-позитивного контента в образовании и общественной сфере, который Орбан изобразил как попытку защитить семьи и детей, вызвал международное осуждение. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий тем временем обратился в Конституционный суд страны с просьбой оценить, должно ли законодательство ЕС иметь приоритет над внутренним законодательством. Если судьи, многие из которых были назначены евроскептическим правительством Моравецкого, будут действовать вопреки примату законодательства ЕС, последствия для статуса Польши в блоке будут чреваты серьезными последствиями.

Эти новые культурные и правовые проблемы неизбежно привели к дальнейшей эскалации действий со стороны либеральных государств-членов ЕС. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что Венгрии «больше нечего делать в Европейском союзе» из-за ее нового закона о борьбе с ЛГБТ. А мэр Мюнхена Дитер Райтер сделал все возможное, чтобы осветить арену Allianz в цветах радуги для приветствия венгерской футбольной команды на недавнем матче чемпионата Европы. Комиссар юстиции ЕС Дидье Рейндерс заявил, что Европейская комиссия «готова обратиться в суд» по поводу венгерских реформ.

Тем временем Еврокомиссия выступила с суровым упреком в адрес Польши в попытке остановить ее конституционное постановление по поводу примата законодательства ЕС. Польские политики отреагировали с яростью, обвинив чиновников ЕС в «колониальном отношении» и сравнив их позицию с позицией Советского Союза по отношению к своим государствам-сателлитам, заявив, что Москва, по крайней мере, «поддерживала видимость» польского суверенитета в коммунистическую эпоху.

Неизбежно, что эта атмосфера разногласий вынуждает других лидеров в регионе принять чью-либо сторону. Выражая свою поддержку Орбану в воскресенье, президент Чехии Земан еще больше повысил ставки, назвав трансгендерных людей «отвратительными», призвав к маршу гетеросексуалов, чтобы продемонстрировать «бессмысленность» демонстраций ЛГБТ, и заявив, что «полностью раздражен суфражистками, движением „Я тоже" и [гей-парадами] „Гордость Праги"».

Резкие слова президента продемонстрировали, как конфронтационная обстановка, созданная собственным инструментом ЕС по верховенству права, в настоящее время подталкивает консерваторов и либералов к крайностям, вместо того чтобы предотвращать споры. Поощряя веру в то, что консервативные государства-члены заслуживают наказания, и угрожая использовать экономическую силу для вмешательства во внутренние дела государств-членов, Брюссель взлетел слишком высоко в своей самоуверенности, не замечая серьезных проблем. Теперь предстоит выяснить, как низко он может упасть.

Обсудить
Рекомендуем