Президент России Владимир Путин одобрил в начале июля обновленную версию стратегии национальной безопасности. Новая версия пришла на смену стратегии, утвержденной в декабре 2015 года.
14 июля государственная газета «Российская газета» опубликовала интервью с заместителем секретаря Совета безопасности Михаилом Поповым, в котором он рассказывает о содержании обновленной стратегии.
«В условиях ослабления влияния международных институтов, снижения эффективности системы глобальной и региональной безопасности, а также совершения иностранными государствами недружественных действий актуальной является задача по защите национальных интересов и граждан нашей страны за пределами ее территории, что нашло отражение в новой редакции Стратегии национальной безопасности», — цитирует Попова ТАСС.
Судя по словам Попова, защита граждан России, проживающих за рубежом, стала частью стратегии национальной безопасности России. На это заявление обратил внимание и корреспондент BBC в Москве Стив Розенберг (Steve Rosenberg).
Защита граждан России, проживающих за рубежом — не новая идея. К примеру, в декабре 2016 года граждан России, проживающих за рубежом, объявили объектом «правовой защиты» России.
Маркку Кангаспуро (Markku Kangaspuro), руководитель исследовательских проектов Александровского института при Хельсинкском университете, напоминает, что эта тема поднималась уже в 2008 году — еще до начала войны в Грузии и после нее.
«Стратегия, в рамках которой Россия собирается защищать своих граждан и за пределами своих территорий, существует уже очень давно, и в этом нет ничего нового», — считает Кангаспуро.
Ilta-Sanomat связалась с Маркку Кангаспуро во время отпуска исследователя. Кангаспуро не может сказать, было ли в стратегии национальной безопасности России подобное положение раньше — или же его добавили только сейчас.
«Если это новое положение в стратегии национальной безопасности, то это означает, что вопрос приобретает милитаризированный характер. Но что это будет значить на практике — еще неизвестно».
По словам Маркку Кангаспуро, положение о защите россиян, проживающих за пределами России, может отразиться на развитии многих ситуаций — например, на происходящем на сепаратистских территориях на Востоке Украины. По словам финского исследователя, там в связи со сложившейся ситуацией все больше жителей принимают российское гражданство.
Кангаспуро думает, что эта тема была поднята в связи с нынешней международной обстановкой.
«Встреча Путина и Байдена не сильно помогла. Как многие считают, отношения России и Запада стали хуже, чем в годы холодной войны», — отмечает Кангаспуро.
Он также допускает, что вопрос защиты россиян, проживающих за рубежом, мог был поднят в связи с внутриполитическими потребностями.
«Осенью состоятся выборы в Госдуму. Такое создание духа национальной сплоченности и размахивание флагом страны может быть одной из причин появления этих тем».
По мнению Кангаспуро, новое положение в стратегии национальной безопасности вряд ли будет иметь большое значение в жизни Финляндии и других соседей России — не говоря о том, чтобы стать причиной для беспокойства.
«Если в этом и есть какое-то послание, то, думаю, подразумевается в основном ситуация на Украине, которая всегда была болезненной. Она еще долго будет мешать отношениям России и Украины, а также России и Запада».
Хотя в России говорят о защите соотечественников, проживающих за рубежом, уже около 20 лет, Кангаспуро считает, что у слов Попова все же может быть какое-то особое значение — ведь все-таки они были озвучены.
«Конечно, во внешней и внутренней политике всегда можно активизировать разные элементы. Пожалуй, и сейчас речь идет об элементе, который в перспективе могут активизировать, если ситуация изменится. В таком случае стоит помнить, что такие элементы могут найтись всегда. Но это может и ничего не значить, ведь в итоге все упирается в политику».