The Christian Science Monitor (США): русские говорят, что «Черная вдова» от Marvel — это klyukva. Это нелестная характеристика

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В российский прокат вышла сага о Черной вдове, русской супер-женщине. Однако российские критики разнесли ленту в пух и прах. Причина? Замшелые стереотипы о русских, которые до сих пор превалируют в Голливуде. Правда, киноведы хвалят хороший юмор, отличные драки и потрясающую завязку фильма.

Свежий блокбастер Marvel повествует о том, как бывшие советские супергерои пытаются покончить со своим прошлым. Но среди российских зрителей «Черная вдова» отклика не нашла — ни по культуре, ни по мировоззрению.

Тяжела участь российского любителя кинематографа. Голливудские фильмы, а они преобладают в афишах местных кинотеатров, неизменно изображают их родину в черном цвете. Русский персонаж в большинстве своем — безжалостный, одержимый властью и беспринципный негодяй, чья карьера так или иначе сопряжена со злодеяниями. Как правило, это вор в законе, шпион КГБ, проститутка-соблазнительница или убийца. В лучшем случае — хакер или жестокий наемник.

Возможно, лучом надежды станет новый фильм «Черная вдова», где рассказывается предыстория главного русского персонажа из популярнейшей кинематографической вселенной Marvel — Наташи Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон. В минувшие выходные лента ушла в прокат по всей России, собрав половину всех зрителей и заработав около 3,3 миллиона долларов — что довольно неплохо, учитывая, что на основной части страны еще действуют ограничения из-за пандемии.

В кинематографической вселенной Marvel бывший киллер из КГБ Наташа уже мертва. Однако перед своей гибелью она искупила свои «грехи», влившись в команду Мстителей и пожертвовав собой ради друзей в недавно вышедшем блокбастере «Мстители: финал». Поэтому этот приквел — попытка разобраться в ее корнях и рассказать, что сделало ее такой. Таким образом зритель неизбежно попадает в Россию и знакомится с ее неблагополучной русской псевдосемьей, с которой она ненадолго воссоединяется.

Для российской аудитории, куда входят и бесчисленная армия поклонников Marvel, эта тема особенно близка — и питает некоторую надежду, что в будущем русские персонажи перестанут быть столь неисправимыми злодеями. Однако пока что реакция критиков и отклик фанатов говорят о том, что большинство из них не больно-то прониклись феминистским подтекстом, на который обратили внимание на Западе. А вот по вопросу о том, как в фильме изображается Россия и русские, мнения разделились.

«Семья» Наташи — это легенда, которую придумали московские шпионы, чтобы внедрить их в США. Отец Алексей Шостаков (его играет Дэвид Харбор) — пузатый и бородатый супергерой советской эпохи по кличке Красный Страж, своего рода аналог Капитана Америки. Мать Мелина Востокофф (Рэйчел Вайс) — ученый, живет в российской деревне и разводит дрессированных свиней. А Елена Белова (Флоренс Пью) — ее младшая сестра. Ее, как и Наташу, в детстве отправили в Красную комнату, бывшее подразделение КГБ, где промывают мозги молодым девушкам и делают из них бессердечных убийц или «черных вдов».

Не раскрывая особых подробностей, сюжет фильма перемежается с попытками Наташи собрать свою семью. Наступает трогательное воссоединение. Но затем начинается хаос.

Вообще российские кинокритики фильм разнесли в пух и прах — отчасти из-за того, как неумело и бестолково там показаны Россия и русские. Но публика, судя по комментариям зрителей, все же более снисходительна. Многие идут в кино просто ради рубилова — и в этом плане фильм не разочаровывает.

«Эти русские созданы лишь на первый взгляд, в основном путем присвоения им русских имен и использования стереотипных русских ритуалов, типа пития водки прямо из горлышка в какой-нибудь далекой русской деревне», — говорит критик журнала «После титров» Роман Ковалев. «Сейчас это скорее смешит, чем раздражает. Эти приемы уже приелись».

С ним согласен и иркутский блогер Александр Положенко. «Я порадовался, что Наташа разъезжает на „Ниве" и получает посылки на Почте России, — говорит он, — Но мне бы хотелось больше русского духа, больше России. А этого нет, даже в тюремных сценах. Думаю, что продюсеры попросту не в курсе культурных особенностей России и даже не стали ничего выяснять».

Однако один поклонник (под псевдонимом) на сайте кинорецензий под названием «КиноПоиск» эти обвинения парировал так: «Я скажу так: просто выключите мозг и получайте удовольствие. Хороший юмор, отличные драки, просто потрясающая завязка (пожалуй, лучшая изо всех фильмов Marvel), а порой и необычная режиссура. Фильм идеально подходит для своего времени. В целом понравилось», — прокомментировал зритель.

Киноклюква

Мрачный образ русских в голливудском кино не ускользнул от внимания российских политиков. Семь лет назад группа депутатов-националистов в Государственной думе предложила законодательно ограничить количество американских фильмов, разрешенных для показа в российских кинотеатрах. Однако после встречи с ведущими российскими кинопрокатчиками, которые посетовали на огромные убытки, идею пришлось отбросить. (По состоянию на 2014 год Россия была седьмым по охвату рынком кинопроката в мире).

Однако некоторые политики продолжают жаловаться. «Необходимо ограничить доступ на большие экраны тех картин, где откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с русской культурой», — заявил недавно верхней палате парламента Бату Хасиков, сенатор от южной республики Калмыкии.

«Вот в Китае фильмы запрещают даже при намеке на оскорбительный контент, но в России этого не происходит», — говорит политический аналитик ежедневной деловой газеты «Коммерсантъ» Алексей Наумов. «Русские из голливудских фильмов — не настоящие. Это замшелые стереотипы. Вот почему большинству россиян на них плевать. Они не видят в них своего отражения… Наверное, по-своему помогает, что русских никогда не показывают слабыми или жалкими. Они всегда сильные, хитрые и ловкие. И даже при всей своей гнусности никогда не отказываются от своих идеалов».

У российской публики есть свое особое словечко, когда сюжет или атмосфера отдают фальшью, — клюква. В отзывах о «Черной вдове» оно всплывает сплошь и рядом.

Но некоторые все же делают примечательные исключения, особенно для Красного Стража: большинству зрителей он, похоже, искренне полюбился — причем как профессиональным критикам, так и простой публике.

«Блокбастер, которого ждали два года, стилизованный — местами довольно топорно — под шпионский боевик и нафаршированный отборной клюквой», — пишет Алексей Литовченко в проекте «Кинократия» ежедневной «Российской газеты». «Но Дэвид Харбор, чудесно сыгравший Алексея Шостакова, он же Красный страж, фиктивный отец Наташи Романовой и Елены Беловой, русский эквивалент Капитана Америки. Настоящий русский супергерой, каким он, наверное, должен быть, и не в фильме Marvel, а вообще. Простоватый добродушный батя, который ворчит, что страну развалили, травит байки про рыбалку, неуместно шутит и выпить не дурак, но, если надо, за родню (хоть бы и ненастоящую) врагам накостыляет».

Приглянулась российским зрителям и мать Мелина, которая дрессирует свиней, крепко закладывает, ведет интимные беседы с обеими фиктивными дочерьми и в конечном итоге помогает им уничтожить злобную Красную комнату. Такое чувство, что противопоставляя себя своим злым советским корням, эти русские персонажи вроде как искупают свою вину. В пику стандартным приемам времен холодной войны, порабощенные русские женщины в картине освобождаются не благодаря благотворному воздействию западных идеалов — современный российский зритель от этого отмахнется как от чистейшей клюквы — а летучим эликсиром от контроля сознания.

Но теперь, когда Наташа мертва, ясно, что главная задумка авторов — посадить на ее место во вселенной Marvel Елену. Практически все согласны, что российский зритель по-настоящему впечатлился Еленой, которая наконец-то вырвалась из с Красной комнаты, и будет рад, если та пополнит ряды рыцарей добра.

«Было время, когда все злодеи в голливудских фильмах были сплошь русскими. Потом мусульманами. Теперь вот снова русские», — говорит историк кино Кирилл Разлогов. «Может, доживем до момента, когда будет больше равновесия: одни русские хорошие, другие плохие. И кстати, я далеко не уверен, что российская публика предпочтет хороших».

Обсудить
Рекомендуем