Конец эпохи: прощальный визит Меркель завершает особые отношения Германии с Россией

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Основной «переговорный портфель», с которым Меркель приехала в Москву, не реализован. Российская сторона дала понять, что давление извне на процесс принятия решений для Кремля неприемлемо. И все же положительным итогом визита можно считать то, что она оставила некую систему координат в отношении России для преемника.

От конструктивного диалога к «геополитическому табуированию» России — вот дистанция, которую за шестнадцатилетнее пребывание Ангелы Меркель на посту канцлера ФРГ прошли отношения Москвы с Евросоюзом. Исчерпывающей характеристикой сальдо российско-германских отношений под занавес долгого пребывания Меркель на вершине немецкого политического Олимпа стали её слова на итоговой пресс-конференции в минувшую пятницу. Канцлер подчеркнула, что за эти годы политические системы России и Германии разошлись окончательно, и тем не менее она убеждена, что молчание является «недопустимым вариантом».

С начала своего правления и до сих пор канцлер убеждена, что ключом к европейской безопасности служит непрерывный диалог с Россией, несмотря на то, что за эти 16 лет Россией и Германией был пройден путь от взаимной эйфории и надежд на реализацию единого экономического пространства от Берлина до Владивостока до фактического прерывания всех контактов на высшем уровне по линии РФ — ЕС. Изоляция же России будет иметь крайне негативные последствия для безопасности континента.

Список проблем, которые обсудили главы двух государств, оказался, пожалуй, длиннее, чем когда-либо: взятие талибами под контроль Афганистана, ситуация в Белоруссии, Алексей Навальный, конфликт на востоке Украины, Сирия, Ливия, запрет на деятельность трёх немецких неправительственных организаций на территории России.

Одним из ключевых моментов визита можно считать тот факт, что российская сторона в ходе переговоров ясно дала понять, что давление извне на процесс принятия решений для Кремля неприемлемо ни в какой форме. Времена, когда Москва пыталась «понравиться» Западу и репутационные риски играли значительную роль и во внешней, и во внутренней российской политике, прошли окончательно.

Основной «переговорный портфель», с которым Меркель приехала в Москву, так и остался нереализованным: канцлеру не удалось получить от президента Путина никаких гарантий сохранения за Украиной роли ведущей страны-транзитера российского газа в долгосрочной перспективе. В Москве сочли, что торг здесь вполне уместен: Кремль предложил напрямую увязать сохранение транзита (даже в минимальном объёме) через Украину с долгосрочными контрактами на закупку российского газа европейскими странами.

Без ответа осталась и просьба немецкого канцлера посодействовать тому, чтобы талибы разрешили беспрепятственный выезд за пределы Афганистана всем афганским гражданам, в той или иной форме оказывавшим помощь странам западного альянса.

Тем не менее главным положительным итогом выглядящего не слишком успешным «прощального» визита Ангелы Меркель в Москву можно считать то, что канцлер Германии обозначила таким образом некую систему координат в отношении России для своего преемника. Краеугольным камнем немецкой внешней политики была и остаётся преемственность, так что можно предполагать, что эта обширная повестка сохранит своё значение и для нового владельца кабинета на восьмом этаже Ведомства федерального канцлера. Как и стремление сохранять открытым диалоговое окно с Россией. По крайней мере, на первых порах.

В Киеве, куда глава немецкого правительства прилетела с официальным визитом 22 августа, Ангела Меркель также не нашла понимания, несмотря на прозвучавшие в ее адрес слова благодарности за многолетнюю поддержку Украины. Канцлер уже не раз заявляла, что будет отстаивать территориальный суверенитет Украины до «своего последнего дня пребывания в должности». Разочарование украинской стороны вызвало то, как изящно канцлерин уклонилась от посещения учредительного форума инициативы «Крымская платформа» и официальных мероприятий в связи с 30-летием независимости Украины, ограничившись однодневным визитом. Ангела Меркель, пользующаяся репутацией исключительно прагматичного политика, и в этот раз решила «не обострять», тем более что и так уже оказалась по итогам своего долгого правления далека от роли триумфатора, покидающего европейскую политическую авансцену. От итоговой пресс-конференции двух лидеров осталось вполне отчетливое ощущение, что реальных подвижек нащупать им так и не удалось. Озвученную Меркель позицию официального Берлина — неизбежные санкции в отношении России в случае, если «газопровод будет использоваться как оружие», — в администрации президента Зеленского сочли недостаточно твёрдой.

Президент Украины подчеркнул, что обсуждение возможности продления договора о транзите газа с Украиной после 2024 года носит слишком общий характер. В то время как официальный Киев хотел бы получить представление о том, что может «получить и что может потерять Украина после 2024 года, и кто даёт Украине конкретные гарантии». Между тем всё, что привезла Меркель в Киев — это рефрен о том, что ФРГ и США достигли договорённостей в отношении защиты интересов Украины после запуска в эксплуатацию второй очереди «Северного потока». Тогда как украинская сторона не раз подчёркивала, что нуждается не в общих обещаниях, а в твёрдых гарантиях, поскольку для Киева вопрос СП-2 лежит в области геополитики, а не экономики.

Не удовольствовавшись общими заявлениями и, судя по всему, так и не получив никаких твёрдых гарантий от Меркель, официальный Киев предпочёл перенести обсуждение конкретики по «Северному потоку — 2» в формат встречи министров энергетики в рамках «Крымской платформы». Своеобразный покер на троих, когда Вашингтон и Берлин договорились о рамочных условиях для возможности ввода в эксплуатацию газопровода СП-2, а затем обсудили эти условия с президентом РФ, администрацию Зеленского, судя по всему, категорически не устроил.

После прошедших в понедельник в «министерском» формате переговоров министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер заявил, что «Германия очень хорошо осознает стратегическое значение „Северного потока — 2" для Украины и крайне серьезно относится к обоснованной обеспокоенности Украины». Его украинский коллега Герман Галущенко в свою очередь подчеркнул, что стороны «подробно обсудили важность и возможность обеспечения безопасности поставок газа, обеспечения транзита и шаги, которые обеспечат гарантии Украине в сохранении транзитного потенциала».

Разочарован Киев и отсутствием прогресса по мирному урегулированию в Нормандском формате в Донбассе, которое, по словам Меркель, «не продвигается так, как этого хотелось бы». А если обойтись без дипломатических реверансов, то реализация Минских соглашений попросту зашла в тупик. Несмотря на достигнутое летом 2020 года соглашение о прекращении огня, на востоке Украины продолжается вялотекущия «окопная война». В этой ситуации для Украины важным оказалось то, что Меркель так же, как и официальный Киев, считает Россию структурным участником конфликта, и, соответственно, стороной переговорного процесса.

Общую тональность переговоров Ангелы Меркель и Владимира Зеленского очень образно передаёт замечание президента Украины о том, что у Германии не получится усидеть на двух стульях разом, балансируя между Россией и Украиной. «Тем более, что, к сожалению, расстояние между этими стульями ежедневно увеличивается», — добавил Зеленский. Этот выпад в адрес Берлина обусловлен, очевидно, в том числе и разочарованием отказом немецкого правительства в поставках оружия украинским вооружённым силам.

Напомним, что в майском интервью для Frankfurter Allgemeine Zeitung президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул, что Германия могла бы оказать его стране «военную помощь». По словам Зеленского, речь в частности шла о возможности получения немецкой бронетехники, штурмовых винтовок, средств связи и патрульных катеров.

Между тем, что касается желания усидеть «сразу на двух стульях», то за вычетом геополитических раскладов и того факта, что Германия с самого начала украинского конфликта выбрала для себя роль посредника, что автоматически предполагает отказ от принятия той или иной стороны, есть ещё одна переменная. А именно, стигма трагедии Второй мировой. Особенно с учетом того факта, что в последние годы память о величайшей трагедии XX века практически приобрела статус гибридного оружия в геополитических разборках. Балансирование германского МИДа между Сциллой и Харибдой (Москвой и Киевом) с этой точки зрения вполне понятно.

Тем не менее, несмотря на очевидную усталость Запада от Украинского конфликта, — когда ясно, что что-то делать надо, но что именно, пока не очень понятно, — именно Ангела Меркель долгое время была «локомотивом» попыток сдвинуть Минский процесс с мёртвой точки. Вот и сейчас Меркель анонсировала необходимость проведения новой встречи в Нормандском формате с участием Украины, России, Франции и Германии до истечения срока ее полномочий. Затея скорее всего обречена на очередной провал, поскольку и Москва и Киев не намерены сдавать своих позиций (в ходе переговоров с канцлером Меркель президент Путин в очередной раз дал понять, что и Крымской вопрос для Кремля раз и навсегда закрыт).

Впрочем, даже не увенчавшиеся успехом переговоры — это все равно больше, чем ничего. Особенно в ситуации, когда пандемия коронавируса оттянула на себя ресурсы (да и поубавила желание) Евросоюза решать чужие проблемы, пусть даже они и находятся у него под боком.

Между тем, несмотря на отсутствие каких бы то ни было прорывных договорённостей, важен уже сам факт визита Ангелы Меркель в Киев. Германия сохраняет за собой роль посредника в Украинском конфликте и очевидно, что сама канцлер надеется на охранении преемственности этой линии ее преёмником.

Обсудить
Рекомендуем