В новом докладе под названием «Политбюро 2.0 и новая холодная война: элита в поисках новой нефти» описано близкое окружение президента России Владимира Путина, играющего роль арбитра между представителями элиты. Этот круг, названный в исследовании Политбюро 2.0, рассматривается в качестве «расширенной структуры управления», отвечающей за принятие важных решений и выбор лидеров. Согласно публикации, несмотря на проблемы, с которыми Путин столкнулся в последние годы, включая пандемию, натянутые отношения с Западом и активизацию деятельности оппозиции, данный неформальный институт сохранил стабильность. Элиты продолжат объединяться вокруг Путина, но есть угроза конфликта между ними. В обозримом будущем речь будет идти об организации парламентских выборов в свете большого числа случаев заражения и смертей от коронавируса, а в среднесрочной и долгосрочной перспективах — это «экологическая революция» в мире из-за сокращения экспорта нефти и газа. Все это может вызвать новую волну конкуренции за новые источники дохода в дополнение к продолжающейся конфронтации с Западом и нестабильности на постсоветском пространстве.
Доклад был подготовлен экспертами «Минченко Консалтинг» и опубликован в середине прошлого месяца. Он входит в серию докладов, публикуемых центром с 2012 года и представляющих оценки около 60 российских политологов и экономистов. Эксперты проанализировали изменения, происходящие в ближайших к Путину властных кругах, именуемых Политбюро 2.0. Это сеть заинтересованных лиц, представляющих ключевые группы российской элиты, объединившейся вокруг Путина. Как следует из названия, президент по-прежнему руководит страной по модели, незначительно отличающейся от модели в советское время, отражавшей баланс интересов между влиятельными партийными группами. Структура управления основывается на узком круге друзей Путина, часто связанных родственными отношениями, и представляет собой иерархию, в которой официальные должности не всегда отражают реальную степень влияния человека.
Девять фигур
Исследование разделило Политбюро 2.0, отвечающее за принятие важных решений и выбор государственных лидеров, на несколько категорий в зависимости от сектора, представленного каждым членом. Примечательным является отсутствие в этом списке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, спикера Государственной Думы Вячеслава Володина, представляющих законодательную ветвь власти, и премьер-министра Михаила Мишустина, несмотря на их конституционные полномочия.
Тем временем в него вошли секретарь Совета национальной безопасности Николай Патрушев, а также заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев, хотя его исключили из предвыборного списка партии «Единая Россия». Кроме того, в числе ближайших соратников Путина названы министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, глава «Роснефти» Игорь Сечин, а также тройка миллиардеров — Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг.
Согласно докладу, есть около 29 кандидатов на вступление в Политбюро 2.0. Это представители технократов, силовиков, идеологов и руководители государственных учреждений. Самыми важными фигурами среди них являются Мишустин, если ему удастся улучшить экономическую ситуацию, вице-премьер Андрей Белоусов, ответственный за реализацию экономического плана в правительстве, и Дмитрий Козак, первый заместитель руководителя администрации. Успех последнего будет зависеть от результатов политики Кремля на постсоветском пространстве, особенно в Средней Азии, Молдове и на Украине. В список кандидатов также включены глава оппозиционной Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов, глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин.
Все члены Политбюро 2.0 имеют возможность личного общения с Путиным и заработали дивиденды за последние два года. Например, Игорь Сечин, встретившийся с Путиным как минимум четыре раза во время пандемии, укрепил позиции после запуска в 2020 году гигантского нефтяного проекта «Восток Ойл». Геннадий Тимченко продемонстрировал лидерские позиции в нефтехимической отрасли после открытия нефтеперерабатывающего комплекса компанией «СИБУР». Как заявил Путин в конце 2020 года, данный сектор получит государственную поддержку в размере 5 триллионов рублей (около 68 миллиардов долларов) до 2023 года. Аркадий Ротенберг по-прежнему доминирует в транспортном и инфраструктурном секторах, заполучив 1,3 миллиарда долларов в рамках проектов по развитию инфраструктуры в Крыму, а также миллиардные контракты на развитие инфраструктуры и транспортной сети на Дальнем Востоке России. Что касается Сергея Чемезова, то он воспользовался политикой государства по цифровизации экономики, получив миллиарды для реализации проектов в области военной промышленности. Шойгу было выгодно участие его министерства в испытании вакцин против коронавируса, а Патрушев продвинулся вперед, когда Совет Безопасности получил конституционный статус. Его текущая задача — защита целостности и единства государства, что означает усиление давления на внесистемную оппозицию и неправительственные организации.
Вызовы устойчивости
Согласно публикации, правящая элита сохранила устойчивость, несмотря на такие вызовы, как пандемия, ухудшение отношений с Западом и попытку оппозиции организовать массовые протесты в начале года. Устойчивость элиты объясняется усилением роли «силовиков» (спецслужбы и армия) и приоритетом экономической борьбы. По мнению исследователей, представители элиты единодушно поддерживают Путина как главу государства, но конкурируют друг с другом, желая найти новые способы обогащения.
По мнению авторов, устойчивость высшего звена российской элиты обусловлена стабильностью экспорта нефти и газа, консолидацией «посткрымского» внешнеполитического сценария (после аннексии украинского полуострова в 2014 году), укреплением президентской модели управления после внесения поправок в конституцию и усилением влияния спецслужб.
Тем не менее в долгосрочной перспективе позиции элиты могут быть подорваны. Среди возможных причин — продолжение конфликта с Западом, нестабильность ситуации на постсоветском пространстве вплоть до прямых военных столкновений, введение налога на выбросы углерода в Европейском союзе (будут способствовать снижению доходов от нефти), смена поколений внутри правящей элиты и старение лидеров оппозиции. В обозримом будущем элита может столкнуться со следующими вызовами: последствия третьей волны пандемии, социальный раскол по вопросу об обязательной вакцинации, не имеющей правовых оснований, и выборы в Госдуму в сентябре.
Согласно исследованию, одной из наиболее важных проблем в долгосрочном периоде является снижение доходов от продажи нефти и другого сырья, поскольку это может спровоцировать борьбу за лидерство в новых секторах экономики, таких как альтернативная энергетика и сектор отходов. Следующей серьезной проблемой было названо сохранение баланса в свете высокого среднего возраста членов Политбюро 2.0 — 65 лет, а кандидатов на вступление — 61 год.
По мнению экспертов, за последние два года ближний круг Путина смог противостоять краткосрочным вызовам, но его долгосрочная устойчивость зависит от нескольких факторов. Как отмечается в разделе «Холодная война 2.0», Москве потребуются беспрецедентные затраты в связи с конфликтом с Западом, нестабильностью на постсоветском пространстве, необходимостью поддерживать режим Александра Лукашенко, балансировать интересы Армении и Азербайджана на Кавказе, а также бороться с растущим влиянием Китая в Средней Азии. Согласно докладу, крупные расходы на поддержание внешнеполитического баланса могут подорвать социальный контракт между властями и обществом, который уже ослаблен реформой пенсионной системы.
С окончанием президентства Дональда Трампа, политика которого привела к трансатлантическом расколу, конфликт с Западом будет развиваться дальше. Это создаст геостратегические угрозы интересам правящей элиты и тем самым будет провоцировать новые противоречия.
В докладе также обозначены факторы нестабильности на постсоветском пространстве и их влияние на элиту в России. Это процесс смены правящих элит в Казахстане и Узбекистане, глубокие политические кризисы в Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии и Киргизии, а также последствия ухода США из Афганистана, включая возможность превращения страны в очаг распространения радикального ислама. Проекту интеграции с Белоруссией, который рассматривался как один из сценариев расширения влияния и транзита власти в России, угрожают маневры Александра Лукашенко и подавление оппозиции. Он предпочел косметические реформы, которые не приведут к стабильности в краткосрочной перспективе на фоне противоречий с Западом. Таким образом, интеграционные проекты на постсоветском пространстве находятся под угрозой, и идея политической интеграции становится все менее популярной.
Как отмечают эксперты, введение Евросоюзом углеродного налога может подорвать нынешнюю форму распределения ресурсов внутри правящей элиты. Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов оценил потенциальные ежегодные убытки российских экспортеров примерно в 3 миллиарда евро при отсутствии экологической модернизации.
По мере роста народного недовольства и появления новых оппозиционных движений в стране Кремль может утратить влияние на системную оппозицию из-за старения ключевых лидеров Коммунистической партии, Либерально-демократической партии и «Справедливой России — за правду». Как известно, лидеры оппозиционных партий, представленных в парламенте, полностью поддержали внешнюю политику Путина с момента аннексии Крыма в 2014 году, его ключевые внутриполитические решения и выступали против либеральной оппозиции, ограничиваясь критикой властей по второстепенным вопросам, что позволяло заполучить голоса недовольных властью слоев населения.
Новые источники дохода
Как отмечают эксперты «Минченко Консалтинг», члены Политбюро 2.0 запустили ряд проектов в новых секторах с целью получения дополнительной ренты. Элита разработала несколько стратегий, чтобы компенсировать сокращение доходов от экспорта энергоносителей в Европу после введения углеродного налога. Это развитие фармацевтического сектора, цифровых услуг, поддержка «зелёной» энергетики, экспорт сырья и промышленных товаров на рынки развивающихся стран. Так, Россия произвела вакцину «Спутник V», вернув себе место ведущего игрока в фармацевтическом секторе, и экспортировала ее в страны, не имеющие доступ к западным вакцинам.
Увеличивается экспорт угля и нефти в страны Восточной Азии, нуждающиеся в дешевой энергии. Наблюдаются попытки увеличить продажи оружия странам третьего мира.
Упомянутые стратегии обеспечивают сохранение минимального дохода в существующих секторах и открытие новых. Это позволит компенсировать любой дефицит в будущем за счет участия в новых проектах, однако есть угроза борьбы между элитами за данные сектора или появления новых фигур, требующих членства в Политбюро 2.0, что может нарушить существующее равновесие.
Перспективы
Эксперты выделяют пять сценариев развития событий для Политбюро 2.0. Первый и наиболее вероятный сценарий — стабилизация нынешнего состава за счет использования административного ресурса при распределении доходов в новых секторах экономики и создания расширенных альянсов из представителей разных групп. Второй сценарий — это наследственная аристократия на фоне институционализации урегулирования разногласий между элитами. Согласно третьему сценарию, Политбюро 2.0 может перейти к формату «госплана» (модель управления экономикой в советскую эпоху) вследствие упрощения структуры экономики и сокращения числа членов Политбюро 2.0. Четвертый сценарий предполагает восстановление экономики и изменение баланса в пользу лидеров новых индустрий (ядерная энергетика, информационные технологии и фармацевтика) и элиты регионов. Пятый сценарий — это формирование более широкой элиты, включающей в себя деятелей из стран бывшего Советского Союза, если интеграционные проекты Кремля увенчаются успехом.
В докладе не рассматривается, что может быть в отсутствие Путина, и способен ли он выбрать преемника, который бы пользовался народной поддержкой и сохранял баланс интересов разных элит, что является практически невыполнимой задачей в отсутствие какой-либо фигуры, способной соперничать с Путиным, и объясняется самой природой двадцатилетней политической системы. Таким образом, выживание Политбюро 2.0 зависит от нахождения Путина у власти. Хотя и допустимо сравнивать Политбюро 2.0 с Политбюро Коммунистической партии Советского Союза, последнее, несмотря на критику, было структурой, проникнутой принципами, в том числе моральными, а также опиралось на систему сдержек и противовесов, обеспечивающую ее эффективное функционирование. Помимо того, интересы его членов ограничивались территорией Советского Союза. Что касается ближнего круга Путина, то их объединяют временные интересы, и любой из них может прыгнуть с корабля в любой момент благодаря зарубежным инвестициям и фондам. Каждый из них владеет частными самолетами, способными доставить их в Лондонград (район в Лондоне, населенный российскими олигархами) или на Лазурный берег.