31 августа президент США Джо Байден обратился к американской нации. В словах Байдена весь мир услышал не только новые нотки, несвойственные представителям Демократической партии, но и де-факто признание того, что традиционная политика США в отношении насаждения демократии в других странах оказалась неэффективной. Так, Байден заявил, что теперь Америка не будет насаждать демократию военным путем, а сконцентрируется на инструментах так называемой «мягкой силы» — политических, экономических, дипломатических и культурных. Но именно такая политика способна создать больше проблем, нежели их существовало доныне.
В первую очередь необходимо отметить, что новая международная политика США будет способствовать усилению real politic на мировой арене. Многие страны посмотрят на данную ситуацию по-новому. Так, Россия, к примеру, не откажется от своих имперских амбиций, а только усилит военное давление на страны, которые она считает своими вассалами или вообще своими территориями.
Здесь мы говорим об Украине. После фиаско Запада в отношении «Северного потока — 2» и заявлений Байдена, возможно, мы теперь поймем, что не существует никаких европейских ценностей, а есть исключительно интерес отдельных взятых государств на международной арене?
Возможно, теперь мы наконец-то осознаем, что только украинский интерес должен стать главенствующим в нашей внутренней и внешней политике, ибо без четкой национальной стратегии, которая будет защищать и продвигать именно украинское, мы никогда не построим наше государство.
То, что мир уже не будет жить в парадигме Pax Americana, — факт, а не гипотеза. За последние несколько лет мир изменился окончательно, а те, кто этого не понял, обречены на провал и вечные иллюзии. Поэтому Украине стоит надеяться исключительно на себя, на собственный человеческий потенциал, армию, природные ресурсы, географическое положение и экономику. Без этого ничего у нас не получится. Кредиты МВФ — это, конечно, хорошо, но хорошо исключительно для власти, а не для граждан. Ведь с каждым новым кредитом, увеличивается долг каждого отдельно взятого украинца. В конечном итоге такая политика приводит к исключительной зависимости суверенного государства от внешних кредиторов. Мы хотим именно такой судьбы для Украины? Думаю, что нет.
Новая «доктрина Байдена» не только открыла глаза на международную политику 46-го президента США, но и развязала, по сути, руки многим государствам. Нельзя исключать того, что новыми трендами ближайших 5-10 лет станут протекционизм и изоляционизм. Также существует риск, что некоторые страны всерьез задумаются над ядерным оружием и усилением собственной кибербезопасности. Нельзя исключать и того, что некоторые государства (к примеру, та же Средняя или Юго-Восточная Азия, страны Латинской Америки, некоторые представители Европы) предпочтут развитие отношений с авторитарными или полуавторитарными режимами, нежели с «демократией № 1», которая сегодня не в силах объять необъятное.
Заявление Байдена должно ускорить прозрение на Украине. Мы должны понимать, что теперь уже точно США не пошлют ни одного солдата, чтобы тот умирал в украинском Донбассе. Снижается вероятность и плана введения миротворцев, а если такой план и будет реализован, то только после имплементации Украиной «формулы Штайнмайера» и при условии участия в миротворческой миссии в Донбассе российского контингента. Выгодно ли это нам? Вопрос риторический.
Сегодня Америка находится на распутье. Мы можем наблюдать активизацию Дональда Трампа и его сподвижников в критике Джо Байдена. Без сомнения, республиканцы будут пытаться реализовать план импичмента для Байдена. Но важно не это. Значение имеет то, что на данный момент США являют собою клубок противоречий, внутренних конфликтов и непонимания, каким путем идти дальше. Важно и то, что многие страны смотрят сейчас на Вашингтон и сами тоже не понимают, что им делать дальше. Апатия и неопределенность — вот что сегодня сопутствует повседневной жизни демократических стран.
И в то же время диктатуры и автократы современности без каких-либо сомнений продолжают свое движение вперед. А это уже сигнал не только для США, но и для демократии в целом. Ведь может так статься, что лет через десять «эффект американского домино» приведет к тому, что автократия или же «просвещенная диктатура» победит демократию, потому что будет более эффективной в экономическом плане и в вопросе социальной защиты граждан. Ибо, как говорил в своем великолепном романе «Клуб неисправимых оптимистов» Жан-Мишель Генассия, «моя убежденность в том, что демократия — чистой воды жульничество, крепнет день ото дня… Личные свободы — обман и химеры. Зачем человеку свобода слова, если он получает нищенскую зарплату и жизнь у него собачья?» И на этот вопрос многие уже сегодня готовы ответить: «А действительно, зачем?»