Жэньминь жибао (Китай): Россия продолжает продвигать стратегию развития Арктической зоны посредством разработки подводных беспилотников

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ядерная триада обеспечивает защиту национальной безопасности, поэтому нет ничего удивительного в том, что страны, которые ею владеют, бросают силы на ее совершенствование. Россия – не исключение. Например, ее неуловимый «Посейдон», который не дает покоя остальным странам. О нем и о других российских разработках подробно рассказывает «Жэньминь жибао».

Разработка беспилотных подводных аппаратов, которые могут применяться в различных боевых операциях, не требующих присутствия человека, а также сетецентрических боевых действиях, является важной частью арктической стратегии России. С начала этого века Россия занимается исследованиями, направленными на миниатюризацию, интеллектуализацию, повышение маневренности и скрытности подводных беспилотных машин. В 2018 году началась разработка необитаемого подводного аппарата «Сарма» нового поколения. В настоящее время предприятия-разработчики строят первый опытный образец. Ожидается, что серийное производство будет начало в 2024 году.

История развития российских беспилотных подводных аппаратов

Ядерная триада является главным стратегическим фактором, обеспечивающим защиту национальной безопасности. В состав ядерной триады входят стратегические атомные подводные лодки, преимуществами которых являются скрытность и неожиданность, межконтинентальные баллистические ракеты, характеризующиеся высокой скоростью и эффективностью, а также стратегические бомбардировщики, широко применяемые на практике. Всем известно, что в настоящее время ядерной триадой обладают Китай, Соединенные Штаты и Россия. В плане межконтинентальных баллистических ракет три страны имеют относительно небольшой разрыв друг от друга. В отношении стратегических бомбардировщиков очевидными преимуществами обладают США. Россия придерживается «асимметричной» военной стратегии и активно развивает ударный потенциал стратегических атомных подводных лодок. Однако даже при наличии различных средств нанесения ядерного удара невозможно на сто процентов гарантировать их эффективность перед совершенными системами обороны противника. Поэтому страны вкладывают множество сил в разработку новых методов нанесения удара, чтобы повысить свои шансы на успех. Одним из таких методов являются автономные беспилотные подводные аппараты. Данные аппараты сочетают в себе микроэлектронику, микронавигацию, искусственный интеллект, компьютерное программное обеспечение и другие ключевые технологии, благодаря чему могут адаптироваться к различным боевым условиям и выполнять множество задач, обеспечивая высокую стратегическую ценность.

«Клавесин» — это автономный необитаемый подводный аппарат российского производства. Существует две модели — «Клавесин-1Р» и «Клавесин-2Р-ПМ». «Клавесин-1Р» был разработан в начале этого века и широко используется в военно-морских операциях. На ранней стадии разработки подводный аппарат применялся в научных исследованиях и для обнаружения целей. Испытания проводились в Японском море, Курило-Камчатском желобе, а также в Арктике. В 2007 году «Клавесин-1Р» принимал участие в работах по освоению Арктики, средством доставки являлся ледокол «Россия». В конце 2008 года российские СМИ опубликовали некоторые подробности исследовательской работы в арктических водах, включая данные об испытаниях «Клавесина-1Р». Во время одного из погружений аппарат достиг глубины 6083 метров. В 2008 году «Клавесин-1Р» прошел приемные испытания и поступил на вооружение российского Военно-морского флота.

В 2009 году Министерство обороны России сделало заказ на новую модель беспилотного подводного аппарата, который был назван «Клавесин-2Р-ПМ». По сравнению с предыдущим поколением новый аппарат обладал большими размерами, повышенной полезной нагрузкой и улучшенными характеристиками. Строительство «Клавесина-2Р-ПМ» осуществлялось в Санкт-Петербурге. Гидравлические и паровые испытания были завершены в конце сентября 2016 года. Испытания на погружение проводились в водах Черного моря, глубина погружения аппарата достигла 500 метров.

Автономные необитаемые подводные аппараты типа «Клавесин-1Р» обычно перевозятся на палубах морских судов в контейнерах, затем при помощи подъемного крана спускаются на воду и начинают работу. «Клавесин-2Р-ПМ» имеет большие габаритные размеры и вес, по сравнению с предыдущей моделью аппарата, поэтому он перевозится не в контейнерах, а устанавливается непосредственно на атомные подводные лодки.

Еще одним беспилотным подводным аппаратом, который перевозится на подводных лодках, является «Посейдон». Аппарат оснащен ядерной установкой и может использовать технологию суперкавитации. «Посейдон» характеризуется чрезвычайно высокой маневренностью. Сообщается что максимальная скорость хода беспилотного подводного аппарата превышает 200 километров в час, а максимальная глубина погружения составляет более 1000 метров. Благодаря такой высокой скорости движения под водой аппарат довольно тяжело перехватить. В настоящее время скорость самой быстрой атомной подводной лодки, состоящей на вооружении, составляет 60 километров в час, а самой передовой торпеды, имеющейся в западных странах, — 90 километров в час. В сочетании с большой глубиной погружения «Посейдон» также превосходит противолодочные торпеды, что делает данный беспилотный подводный аппарат практическим неуловимым для современного торпедного вооружения.

Российский автономный необитаемый подводный аппарат «Сарма»

По инициативе российского Фонда перспективных исследований (ФПИ) в 2018 году начались исследования и разработки автономного необитаемого подводного аппарата «Сарма». Планировалось разработать новый многоцелевой подводный беспилотник для поддержки развития Северного морского пути и Арктики в целом. Согласно требованиям, новый беспилотный подводный аппарат должен быть многоцелевой платформой-носителем специального оборудования, пригодной для работы в районах высоких широт, обладающей высокой степенью автономности и способной нормально функционировать подо льдом не менее трех месяцев без дозаправки и всплытия.

В настоящее время предприятия-разработчики строят первый опытный образец, сдача и испытания прототипа запланированы на этот год. Кроме того, изготавливается полноразмерный разрезной макет аппарата. Если все пойдет по плану, серийное производство «Сармы» будет начато в 2024 году, после чего аппарат выйдет на Северный морской путь.

ФПИ и разработчики раскрыли данные о внешнем виде и ожидаемом уровне характеристик подводного беспилотного аппарата «Сарма», а также перечислили трудности, которые необходимо решить в настоящее время. В основном эти трудности связаны с тремя аспектами — конструкцией двигателя, полностью автономной системой управления и высокоточной навигационной системой, способной работать без внешних сигналов.

По имеющимся данным, автономный необитаемый подводный аппарат «Сарма» будет применяться в гражданских отраслях, в особенности в научно-исследовательских и экономических целях. Судоходные и нефтегазовые предприятия, а также исследовательские организации смогут проводить различные научные исследования, поисковые работы, проверку и техническое обслуживание подводных объектов. Сообщается, что аппарат не будет использоваться как средство вооружения или доставки оружия.

Перспективы развития подводных беспилотников

Глобальное изменение климата и таяние льдов в Арктике приводят к постоянному укреплению российской стратегии развития арктической зоны и нарастанию напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Россией в данном регионе. США ищет способы для повышения своего права голоса в Арктике. На протяжении многих лет американские подводные беспилотные аппараты незаметно курсируют под арктическими льдами для оценки, изучения и анализа изменений в арктических водах. Поэтому для России подводные беспилотные аппараты являются важным средством укрепления собственных позиций и усиления сдерживания в регионе.

В будущем беспилотные подводные аппараты станут одним из основных инструментов для проведения сетецентрических боевых операций в Арктике, как на глубоководье, так и на поверхности моря. Под «сетецентричностью» понимается объединение всей оперативной информации в боевую систему, а именно в боевую систему военно-морского флота. Перед проведением боевой операции тысячи подводных беспилотников непрерывно курсируют под водой, вследствие чего создается информационная сеть, которая передает все позиции и оперативную информацию напрямую командиру подводной лодки, что играет важную роль для успеха морских боевых операций. С этой целью Россией уже было выпущено большое число подводных аппаратов в глубоководные районы Северного Ледовитого океана, что стало большим препятствием для перемещения военных кораблей других государств в данной зоне. Разработка и последующее появление нового поколения беспилотных подводных аппаратов позволит России продемонстрировать внешнему миру свою решимость во всестороннем развитии арктической стратегии. Можно предположить, что вслед за дальнейшим потеплением климата конкуренция между странами в Арктике будет становиться все более интенсивной, и беспилотные подводные аппараты будут играть важную роль в этом противостоянии.

Обсудить
Рекомендуем