26 сентября в Германии прошли выборы в бундестаг. Внимание людей привлекло то, что результаты этих выборов оказались неожиданными: и до них было понятно, что исход будет предсказать сложно, но итог превзошел все ожидания. Социал-демократическая партия (СДПГ), представляющая левое крыло, обошла своего соперника, правящую партию Христианско-демократический союз (ХДС/ХСС, Союз), более чем на 2% и таким образом получила приоритет в переговорах о формировании кабинета вместе с партией «Зеленые» и Свободной демократической партией (СвДП), также избранными в парламент. Согласно порядку выборов в Германии, если Социал-демократическая партия сможет достичь соглашения о совместном управлении с двумя другими партиями, новое правительство Германии будет впервые создано в форме «трехпартийной коалиции».
Причина, по которой подобный расклад было трудно предсказать до выборов, заключается в том, что, во-первых, сложилась ситуация, в которой ХДС, «зеленые» и СДП поочередно лидировали в опросах, и колебания настроений немецкого народа были очевидны. Структура власти, где две основные политические партии «объединяли всю страну», была постепенно разрушена. Во-вторых, людям все еще трудно отказаться от 16-летней политической стабильности, созданной «эпохой Меркель», и принять все более неопределенную нынешнюю политическую реальность Германии. Результаты выборов являются совершенно неожиданными, поскольку изменения в политической ситуации в Германии прослеживаются и по сей день. Феномен политической фрагментации, который можно назвать как «многопартийное сосуществование, при котором крупные партии не отличаются силой, а небольшие партии — не уступают крупным», впервые возник на выборах 2017 года и на выборах этого года проявился с новой силой.
Реальность немецкой политической среды, когда «фундамент большой партии непрочен, а положение маленькой партии становится все более стабильным», будет непосредственно отражена в будущих переговорах по формированию кабинета министров. Из-за небольшого разрыва между СДПГ и ХДС/ХСС, независимо от того, кто инициирует переговоры о формировании кабинета, «Зеленые» и СвДП являются лучшими кандидатами для присоединения к новому правительству, и их пространство для переговоров будет расширено. Последовательность политик различных сторон, готовность идти на компромисс друг с другом и на сделку по распределению власти в новом правительстве являются основными факторами, определяющими успех будущих переговоров по формированию кабинета министров.
Социал-демократическая партия, которая не намерена быть «вечно второй» и оставаться тенью ХДС, очень хочет получить полную власть после этих выборов, в то время как давно находящаяся у власти ХДС/ХСС не готова смириться с таким положением дел и уйти в отставку. Поэтому она велика вероятность, что она пойдет на компромисс партией «Зеленые» и Свободной демократической партией. Это, вероятно, будет использовано обеими сторонами для увеличения требований в ходе переговоров о формировании кабинета. Помимо того, что они будут уделять больше внимания своим собственным политическим позициям, они также продемонстрируют усиленное желание бороться за такие важные должности, как министр иностранных дел, министр финансов и министр экономики.
Таким образом, результаты переговоров по кабинету министров будут в дальнейшем отражены в распределении полномочий в новом правительстве и весе голоса каждой партии при принятии решений. Кроме борьбы за пост канцлера, весьма вероятно, что полномочия основных партий в новом правительстве будут ослаблены. В этом контексте трудно избежать таких последствий, как усиление внутриполитических игр, снижение эффективности принятия решений и недостаточная твердость политического курса. Нельзя не сказать о том, что это действительно не идеальная ситуация, не способная удовлетворить текущие политические потребности Германии.
По прошествии 16 лет «эпохи Меркель» и предвыборная агитация, и поствыборная политическая структура партий показали, что «стремление к переменам» и потребность в «стабильности» немецкого народа, по крайней мере, столь же сильны. Хотя руководящим принципом основных политических партий по-прежнему является «стремление к переменам при сохранении стабильности», сложная схема трехстороннего сотрудничества/политической игры нового правительства вряд ли позволит избежать разделения полномочий таким образом, при котором «малые партии будут стоять во главе изменений, а крупные партии несут ответственность за поддержание стабильности», что еще больше усилит политическую игру и конкуренцию внутри правительства.
Такая ситуация действительно уже возникала в немецком правительстве в более поздний период правления Меркель: министерства иностранных дел, обороны и экономики время от времени настаивали каждый на своем и даже вступали в открытые споры. Только после того, как проблема передавалась под ответственность самой Меркель, правительство Германии могло поддерживать внешнее состояние гармонии, однако втайне каждый действовал по-своему. На фоне многолетнего сотрудничества правящей коалиции из ХДС/ХСС и Социал-демократической партии, где первая являлась полноправным хозяином ситуации, еще труднее, чем когда-либо, питать оптимистичные надежды в отношении будущей модели «трехстороннего соуправления», в которой будут отсутствовать лица, принимающие окончательные решения, подобные Меркель.
Если новое немецкое правительство будет действовать по такому принципу, то нам придется столкнуться с новым партнером, который стремится к политической стабильности, но при этом его качает из стороны в сторону, ставит во главу угла договоренности, но имеет противоречивые политические установки внутри правящей коалиции. Хотя внешняя политика и отношения с Китаем не являются горячими темами на этих выборах в Германии, некоторые голоса в стране указали на «изменения» в «стремлении к переменам при сохранении стабильности» в политике Меркель в отношении Китая.
Политика Германии в отношении Китая действительно должна измениться в контексте новой ситуации, новой политической структуры и нового правительства. Однако должна ли она измениться в направлении, идущем вразрез с предыдущими договоренностями, стремиться к разногласиям и даже провоцировать противоречия, или же, напротив, должна позволить конкуренции способствовать сотрудничеству, и изменения в направлении политического курса должны содействовать укреплению двусторонних отношений? Политика Германии должна измениться, перенеся внутреннее и внешнее давление на Китай, или же ей следует приложить больше усилий на пути поиска точек соприкосновения при сохранении определенных различий и прагматического сотрудничества? Это своего рода домашняя работа, которую новое правительство Германии должно выполнить и четко донести этот сигнал до своих китайских партнеров.
Какой будет форма немецкой политики — это вопрос, который предстоит решить новому немецкому правительству в будущем. Хотя все еще существует множество неопределенностей, традиционная немецкая «политика консенсуса» по-прежнему имеет место быть, и в случае необходимости она продемонстрирует нам свою силу.
На данный момент у Германии благоприятные основные экономические и социальные условия, и у нее все еще есть огромный потенциал в области восстановления экономики после пандемии и в борьбе с вызовами новой технологической революции. Если она сможет четко различать плюсы и минусы и сохранить свою позицию в постоянно меняющейся международной обстановке, не будет односторонне стремиться к «геополитической конкуренции» и не будет «держать глаза закрытыми», выступая лишь под флагом «идеологической конфронтации», у Германии будет шанс вновь вступить в «эру долгосрочной стабильности и стремительного развития при Меркель» без самой Меркель. В нынешней политической ситуации это должно быть тем, к чему Германии нужно стремиться.
Цуй Хунцзянь (崔洪建) — директор Института европейских исследований Китайской академии международных исследований.