Продолжение. Часть I
Глупость, допущенная при высадке сил союзников, стала совершенно очевидна. Они остались без доступа к порту, который мог бы принять подкрепления и предметы снабжения. Чтобы начать осаду, им пришлось идти в обход Севастополя к находящимся южнее портовым городам Балаклава и Камыш. Одновременно с этим Меньшиков уводил бóльшую часть своей армии от города, чтобы соединиться с подкреплениями. Достигнув Балаклавы и Камыша, союзники восстановили связь со своими военно-морскими силами и создали военные базы. Британцам досталась Балаклава, а французам — Камыш.
Достигнув города, тяжелобольной французский командир Арман де Сент-Арно умер, а на смену ему пришел Франсуа Канробер. К середине октября 1854 года союзники были готовы начать осаду. Стратегия русских заключалась не только в том, чтобы окопаться за стенами, но и измотать врага. Они предприняли несколько попыток нарушить планы врага посредством атак на пути снабжения между портами и их осаждающими войсками.
Первая из этих попыток произошла в ходе знаменитого Балаклавского сражения в октябре 1854 года. Оно вошло в историю благодаря кавалерийскому бою между русской гусарской бригадой и тяжелой британской кавалерийской бригадой. В результате под контролем Меньшикова оказалась связывавшая Балаклаву с Севастополем дорога.
Вторая попытка срыва штурма имела место в начале ноября 1854 и вошла в историю как Инкерманское сражение. Русские войска застали противника врасплох и захватили укрепления, но не смогли их удержать и отступили, понеся огромные потери.
Пришла зима, а осада Севастополя продолжалась. Зимой крупных сражений не произошло, и русские сохранили контроль над районом между Балаклавой и Севастополем. Британцы при этом переживали логистический кошмар.
Впервые в истории новые технологии на службе человека способствовали быстрой передаче новостей на большое расстояние. С помощью телеграфа о ситуации в Севастополе в Лондон сообщил военный корреспондент Уильям Расселл. Новость так разозлила англичан, что тогдашний премьер-министр лорд Абердин был вынужден сложить полномочия и уйти из политики.
Никогда прежде военная обстановка не вызывала столь широкий общественный резонанс. Еще одной выдающейся фигурой той войны была британская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. Она создавала военные госпитали для помощи британским войскам в Крыму. Вдобавок ко всему была построена железная дорога, решившая проблему российских нападений на пути снабжения между Балаклавой и Севастополем. В январе 1855 года к союзникам присоединилось Сардинское королевство, стремившееся заручиться благосклонностью Франции с целью объединения раздробленных итальянских территорий в их борьбе против Австрии. Помощь эту они получили, в и 1861 году образовалась единая страна — Италия.
Зима становилась мягче, и к середине февраля князь Михаил Горчаков атаковал турок под Евпаторией, но был отброшен. Других крупных сражений той зимой не случилось. К середине апреля 1855 года началась артобстрел Севастополя. К тому времени ушел в отставку французский командир Франсуа Канробер, уступив место генералу Эмаблю Пелисье. Союзники решили нанести удар по базам материально-технического обеспечения российской армии и в конце мая 1855 года захватили Керчь, обеспечив себе доступ к Азовскому морю и нарушив пути снабжения российской стороны.
Летом союзники начали понемногу давить на оборонительные рубежи россиян, заставив их паниковать. В начале августа они предприняли последнюю попытку ослабить осаду и вступили с врагом в бой, известный как сражение на Чёрной речке. Франко-сардинские войска разбили их, а в начале сентября начался общий штурм Севастополя. Сначала французы устроили артобстрел, а затем сразу же бросили в бой все свои силы. Сначала были захвачены тактически важные высоты, потом пала оставшаяся часть города. Штурм и захват Севастополя стали последним крупным сражением Крымской войны.
Предварительные мирные переговоры прошли 1 февраля 1856 года в Вене, а окончательное соглашение было подписано на Парижском конгрессе, оно известно как Парижский трактат. Согласно его положениям, Россия потеряла влияние на Балканах и взяла на себя обязательство уважать целостность Османской империи. Британцы, осознав всю бессмысленность этой войны, на несколько лет заняли весьма изоляционистскую позицию в европейских делах, предоставив россиянам возможность продолжить нападки на османов и медленно, но верно разрушать бывшую некогда сильнейшей в мире империю.