Закрытие российского представительства при НАТО и информационного бюро НАТО в Москве — это лишь предвестники того, что Запад может ожидать от Кремля в ближайшие недели.
В Германии ведутся переговоры о формировании нового правительства и о его политической направленности. В США президент Джо Байден вынужден отвлечься от «международки» на внутриполитическую борьбу за свою программу реформ. Нет сомнений, что российский президент Владимир Путин воспользуется этим вакуумом власти на Западе для обострения международной обстановки.
Преследуя свои интересы, Москва попытается еще больше расширить для себя границы возможного в международных отношениях.
В прошлом Кремль уже ставил мир перед свершившимися фактами: украинский полуостров Крым в Черном море был аннексирован, впервые после Второй мировой войны в Европе в 2014 году Россией были передвинуты границы. (Автор, очевидно, забыл и о распаде Югославии с изменением границ Сербии в 1999 году, и о слиянии с ФРГ с международно признанной ГДР в 1990 году, и о «разводе» по результатам референдума составных частей Чехословакии в 1992 году — прим. ИноСМИ.) Российские хакеры постоянно совершали атаки на западные правительства. Российские армии троллей, то есть платных текстрайтеров, изображающих из себя независимых комментаторов, были активны на вебсайтах. Оплачиваемые Кремлем информационные каналы типа RT и его Интернет-версий вносят сумятицу в наше информационное пространство.
Все это имеет двойную цель: представить российскую политику благородной в глазах Запада и закрепиться на отвоеванных политических пространствах. Потому что чем наглее становится российское вмешательство в дела Запада, тем сильнее ЕС и США сосредотачиваются на том, чтобы противостоять именно этой российской экспансии. При этом на задний план отодвигается цель принудить Россию к выполнению взятых на себе обязательств в рамках членства в Совете Европы. А там речь идет о соблюдении прав человека, свободных выборах, свободе средств массовой информации и выполнении норм правового государства. Пока Запад занят самим собой, Путин будет пользоваться этим для дальнейших попыток выяснить, как далеко он может зайти в политической борьбе за геополитическое влияние, которую он сам изображает как соревнование систем.
Поэтому крайне важно, чтобы в ходе коалиционных переговоров нового красно-желто-зеленого федерального правительства была достигнута договоренность о включении в коалиционный договор особой главы об отношениях с Россией. Пока же СДПГ с одной стороны и СвДП и Зеленые с другой стороны придерживаются в вопросе о России подчас противоположных мнений. Этим Москва не замедлит воспользоваться.
Поэтому эти партии должно договориться о том, где они проведут красные линии для России и насколько далеко они пойдут навстречу Кремлю, если Россия вдруг решит вернуться на путь сотрудничества.