Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ветрогенерация оказалась под огнем критики как в Германии, так и во Франции. Строительство ветряков встречает растущее сопротивление европейской общественности. В изданной во Франции книге на основе официальных данных раскрывается негативное влияние этой технологии на окружающую среду и здоровье людей.
За 10 месяцев 2021 года Германия ввела в строй 345 новых ветроэнергетических установок. Это намного больше, чем в прошлом году, и подтверждает стратегический курс ФРГ на развитие ветроэнергетики. В 2020 году ее доля в энергетическом балансе Германии достигла 27%. В то же время доля бурого угля составила 17%, каменного угля — 7%, природного газа — 12%, солнечной генерации — 11%, атомной энергии — 13%, биотоплива — 9% и гидроэнергетики — 4%.
В целом доля возобновляемых источников энергии в Германии является одной из самых высоких в мире (51%), на ископаемые источники энергии здесь приходится 36%.
В ФРГ планируют окончательно закрыть атомные электростанции в 2022 году и отказаться от угля к 2038 году. Вместе с тем односторонний упор на возобновляемые источники энергии в нынешних условиях представляется многим наблюдателям безрассудным, особенно с учетом мирового энергетического кризиса. Но ветрогенерацию продвигают мощные лоббистские группы. Так, Федеральное объединение ветровой энергии Германии (крупнейшее в мире агентство по возобновляемым видам энергии) требует дальнейшего строительства ветрогенераторов и их ускоренного допуска к эксплуатации.
Глава объединения Херманн Альберс потребовал, чтобы новое правительство ФРГ выделило под ветрогенераторы 2% площадей в каждой из немецких земель. Это предложение обсуждается сейчас формируемой коалицией в составе социал-демократов, либералов и «зеленых». По количеству вводимых в строй ветряков лидирует земля Бранденбург, на последнем месте — консервативная Бавария.
По мнению многих наблюдателей, участие «зеленых» в новом правительстве ФРГ несет опасность немецкой промышленности и бизнесу. Так называемые экосоциалисты сделают акцент на альтернативных технологиях, они сократят долю углеродного топлива, настроят новых ветряков и пересадят немцев на электрокары. Этот курс уничтожит многие традиционные отрасли немецкой индустрии. По словам одного из лидеров «Альтернативы для Германии» Александра Гауланда, «„зеленые" разрушат благосостояние немцев, эта партия нанесет Германии непоправимый ущерб во всех отраслях. За популистскими лозунгами „зеленых" скрывается опасный экосоциализм».
В этом году безветрие на офшорных «ветряных фабриках» Северного моря, лишило большого количества электроэнергии Германию, Великобританию и другие страны. И, наоборот, при силе ветра свыше 90 км/час ветряки останавливают из соображений безопасности. В начале года на юге США холода вывели из строя парк ветрогенераторов, что привело к энергетическому кризису в Техасе. Официальные французские данные показывают, что энергоэффективность ветровой генерации гораздо ниже, чем у газа, нефти и угля. К тому же, ее нельзя накапливать. По ряду данных, ветряки работают лишь 25% времени и часто останавливаются по техническим причинам. В целом используется лишь четверть их максимальной мощности.
В книге Фабьена Бугле делается также акцент на вредных последствиях для здоровья человека. Серьезным минусом ветрогенераторов является низкочастотный шум, который негативно действует на людей, животных и даже растения. Начиная с дистанции в 500 метров начинается вредный для человека шумовой порог. Зачастую ветряки становятся настоящим кладбищем для птиц и летучих мышей. Исследования, проведенные во Франции защитниками окружающей среды, обнаружили вокруг ветрогенераторов тысячи мертвых птиц, 75% которых находятся под охраной, в первую очередь страдают перелетные птицы.
Критики ветряков особо выделяют «эстетический» ущерб ландшафту. Пейзажи с ветряками, вместо привычных полей и лесов, вызывают у людей чувство дискомфорта, многие объекты недвижимости упали в цене ввиду самого вида вращающихся лопастей ветрогенераторов. Особенно это касается «ветропарков», в которых установлены десятки этих махин.
В результате участившихся жалоб ветрогенераторы стали таким же объектом критики, как и атомные реакторы. В сенат Франции представлен «закон о климате», который разрешает коммунам накладывать вето на создание «ветропарков». Если несколько лет назад 76% французов одобряло строительство ветрогенераторов, то сейчас их доля упала до 52%. Есть и другие негативные моменты. По оценке французского агентства по экологическому переходу (ADEME), для установки лишь одной мачты в землю заливают от 600 до 800 тонн бетона. Естественно, забетонированная земля непригодна для сельского хозяйства, страдает животный мир.
Отдельная проблема — утилизация лопастей. Для их производства используются редкоземельные и радиоактивные металлы, в том числе торий, который вызывает рак и другие болезни. Особенно высока доля редкоземельных элементов в офшорных ветрогенераторах. Добыча редкоземельных металлов (преимущественно в Китае и Монголии) сопровождается значительным выделением вредных выбросов и увеличивает парниковый эффект на планете. Против строительства офшорных ветропарков активно выступают и рыболовы, которые обеспокоены их негативным влиянием на морскую среду.
Ввиду участившихся протестов президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что надо «очень тщательно» рассматривать новые ветровые проекты. Так, в северном департаменте О-де-Франс (Hauts-de-France), где наблюдается наибольшая концентрация ветряков, Макрон призвал сохранять природный пейзаж, несмотря на всю необходимость «климатического перехода».
Вместе с тем мировой энергетический кризис продолжает вносить коррективы в энергетическую повестку. В 2021 году вновь выросла роль угля и других углеводородов в качестве основного источника энергии. Об этом свидетельствует тот факт, что на международной климатической конференции COP26 в Глазго такие страны как Китай, Россия, США, Индия, Индонезия и Австралия отказались присоединиться к соглашению, предусматривающему полный отказ от угля в 2030-е годы.
Представленный в Глазго доклад неправительственных организаций показывает, что энергетика, основанная на ископаемых видах сырья, будет развиваться и дальше. Доклад основан на данных 887 нефтегазовых концернов, 95% которых заявили о сохранении курса на увеличение добычи.