Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Датское радио» поговорило с одним из мигрантов, которому все-таки удалось пробраться в Польшу. По его словам, белорусские пограничники помогают мигрантам нелегально перебраться через границу в Польшу. Он называет ситуацию на белорусской стороне границы «адом на земле». «Гуманность умерла, нет даже тени любви к ближнему».
«Датское радио» поговорило с одним из мигрантов, которому все-таки удалось пробраться в Польшу.
За последние недели тысячи мигрантов, в основном из стран Ближнего Востока, приехали в Белоруссию, также известную под названием Беларусь.
Они мечтают проникнуть в Европу, но между ними и их мечтой — километры заграждений и тысячи европейских пограничников и солдат.
А это значит, что бесчисленное количество мигрантов застревает в Белоруссии, но некоторым попасть в ЕС все же удается.
Афганец Джавад — один из них, он юрист, а образование получил в Великобритании, рассказал он «Датскому радио», с которым встретился в польском городе Белосток, недалеко от границы с Белоруссией.
Несколько лет назад он вернулся в Афганистан, но после того, как к власти пришли талибы, он стал пытаться переехать в Европу со своей беременной женой и пятилетним сыном.
И для этого пришлось пуститься в путешествие, во время которого, по словам Джавада, белорусские пограничники помогают мигрантам нелегально перебраться через границу в Польшу.
«Ад на земле»
«Нам по сути помогли пересечь польскую границу белорусские пограничники, но потом меня поймали польские, — рассказывает Джавад. По его словам, польские пограничники обнаруживали его целых восемь раз, отправляя обратно в Белоруссию. На девятый раз — десять дней назад — ему удалось пробраться в Польшу.
Потом приняли его жену, и с тех пор он со своей маленькой семьей живет в так называемом центре сбора беженцев в Белостоке. Сюда попадают все те немногие, кого не отправили обратно.
В последнее время такие страны ЕС, как Польша, неоднократно обвиняли лидера Белоруссии Александра Лукашенко в том, что тот использует мигрантов как оружие против ЕС, доставляя их в Минск, а затем переправляя через границу в соседние государства — Польшу, Литву и Латвию. Белоруссия это отрицает.
Но, по словам Джавада, он собственными глазами видел, как белорусские пограничники помогают мигрантам, в том числе с помощью болторезов.
«А еще у них была военная экипировка, например, бинокли ночного видения, с помощью которых они отслеживали польских пограничников, и когда путь был свободен, проталкивали беженцев на ту сторону», — рассказывает Джавад, который называет ситуацию на белорусской стороне границы «адом на земле».
«Там практически нет еды и чистой воды, нет одеял, ничего. Люди голодают. Их просто оставили на смерть. Ситуация ужасающая».
По его мнению, Белоруссия активно использует мигрантов.
«Они никому не разрешают возвращаться в Минск. В Белоруссии нам говорили: „Умри здесь или отправляйся в Польшу". Это разбивает сердце. Ты теряешь веру в гуманность людей. Такое ощущение, что гуманность умерла, нет даже тени любви к ближнему», — говорит он.
Минск хочет, чтобы ЕС принял беженцев
Джавад говорит, что еще не решил, что он будет теперь делать. Он хотел бы получить убежище в Германии или другой стране Центральной Европы, но не против остаться и в Польше.
Реальность такова, что Польша ничего не делает, чтобы удерживать мигрантов. После того, как их зарегистрировали и они отбыли десятидневный карантин в связи пандемией коронавируса, они могут свободно передвигаться, где хотят. Им не нужно тут же подавать заявление на убежище. И они эту свободу используют, чтобы попытать удачу дальше на западе.
«Я бы предпочел найти легальный путь. Я сам юрист и не хотел нарушать закон, приехав сюда нелегально. Но мне пришлось — это был единственный вариант», — говорит Джавад.
Белоруссия вчера объявила, что хочет, чтобы ЕС принял 2 000 из тех 7 000 беженцев, что, по данными минского режима, находятся неподалеку от границы с Польшей.
«Мы берем на себя обязательство содействовать (насколько это возможно и при их желании) остальным 5 000 вернуться на родину», — сказала Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь президента Александра Лукашенко, по информации Reuters.