Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польские ученые прокомментировали проект строительства заграждения на границе Польши и Белоруссии, сообщает Gazeta. Они полагают, что появление стены обернется катастрофическими последствиями для Беловежской пущи. Ущерб, который будет нанесен природе, перевесит все потенциальные выгоды, пишут ученые.
Строительство стены на границе планируется начать уже в этом месяце. Юридической основой послужит специальный закон, принятый в спешном порядке. Конструкция предназначена для того, чтобы заблокировать созданный режимом Александра Лукашенко миграционный маршрут. По данным правительства, обойдется она в 1,6 миллиарда злотых (Примерно 29 миллиардов рублей. — Прим. пер.). Закон о строительстве стены, как полагает уполномоченный по правам человека, частично не соответствует конституции: инвестиция будет практически выведена из-под общественного контроля и действующего законодательства. В частности, в отношении нее не будут действовать нормы строительного права, законы о водных ресурсах и защите окружающей среды, а также о предоставлении информации на тему состояния окружающей среды. Между тем, как считают ученые, последствия возведения стены могут оказаться губительными, в особенности потому, что она будет проходить через ценную Беловежскую пущу.
Критический голос ученых
Говоря о Беловежской пуще, мы обычно имеем в виду лес в Польше, в первую очередь национальный парк. Однако на нашу страну приходится всего около 42% ее территории, а остальная часть находится в Белоруссии. Для животных границы не существуют, пуща функционирует как единый лесной организм, в котором они живут и мигрируют. Во времена существования Советского Союза вдоль границы стояло заграждение, но, как говорят исследователи, в последние 30 лет оно разрушалось, так что животные все чаще стали его преодолевать. Новый заслон лишит их этой возможности и будет представлять для них опасность.
Об этом пишут профессор Богдан Ярошевич (Bogdan Jaroszewicz), кандидат наук Катажина Новак (Katarzyna Nowak) и профессор Михал Жмигорский (Michał Żmihorski) в статье, которую на прошлой неделе опубликовал журнал «Сайенс». Ученые, работающие в исследовательских центрах в Беловеже, обращают внимание, что хотя приоритетной задачей на границе остается преодоление гуманитарного кризиса, сложившаяся ситуация оказывает свое влияние на природу, в том числе на бесценную Беловежскую пущу. Граничные заграждения «наносят удар по людям, ослабляют трансграничное сотрудничество и мешают природоохранным проектам, а, помимо прочего, обходятся очень дорого», — пишут они.
На границе сейчас стоит временный забор из колючей ленты, который пограничная служба начала возводить летом. Появляются сообщения, что животные получают там повреждения. Новое заграждение будет иметь высоту в 5,5 метров.
Ущерб перевесит возможные выгоды
Согласно публикациям, на которые ссылаются авторы статьи, пограничные барьеры эффективно блокируют в первую очередь миграцию животных, а не людей. В качестве примера приводится, в частности, заграждение на границе США и Мексики: люди, в том числе контрабандисты, находят новые методы его преодоления и учатся обходить все более совершенные системы безопасности. Проводившиеся там исследования показали, что стены, которые препятствуют миграции животных, практически никак не влияют на количество случаев незаконного пересечения границы.
«Ущерб, который нанесет возведение стены на границе, может перевесить потенциальные выгоды», — констатируют ученые. В первую очередь пострадают млекопитающие. Заграждение из колючей ленты, которое стоит сейчас на границе, становится для них смертельной ловушкой, в свою очередь, новое высокое препятствие, скорее всего, не будет их ранить, но не позволит перемещаться между польской и белорусской частями пущи.
Это заблокирует миграцию медведей, зубров, рысей, волков и оленей. Колючая проволока, венчающая стену, будет представлять угрозу для птиц. «Заграждения препятствуют естественному процессу восстановления в пуще популяции бурых медведей», — пишут ученые. Ограничение миграции приведет к сокращению генофонда, а также уменьшению ареалов обитания. Рыси, например, требуется до 200 квадратных километров «охотничьих угодий». Ее популяция невелика, и если пуща окажется разрезанной на две части, пострадает генетическое разнообразие. Ранее, как показали ведущиеся в Беловеже исследования, рысям удавалось пересекать границу, несмотря на остатки советского ограждения.
Ученые призывают на страницах журнала «Сайенс» избрать такую политику, которая не будет идти вразрез с бережным подходом к уникальному природному наследию, каким выступает Беловежская пуща. Они также просят европейское и международное сообщество учитывать «цельность и здоровье экосистемы» при реагировании на ситуацию в приграничном регионе.
Что с воздействием на природу?
Закон о строительстве стены выводит инвестицию из-под действия норм, касающихся защиты окружающей среды, однако, оставляет возможность хотя бы каким-то образом учесть природоохранный аспект. Главный комендант пограничной службы, то есть инвестор, может подать в соответствующие органы запрос на подготовку экспертного заключения или экспертного мнения о «сведении к минимуму угроз для природы». В состав группы, занимающейся вопросами подготовки и реализации проекта, входят министр климата и окружающей среды, а также руководитель Генеральной дирекции по охране окружающей среды (или их представители). Заказал ли руководитель пограничников подготовку соответствующей экспертизы? Этот вопрос мы адресовали пресс-службе ПС и пока ждем ответа.
Авторы статьи в беседе с порталом «Наука в Польше» отметили, что они не являются специалистами по возведению граничных заграждений, а поэтому не могут давать советы по снижению угроз, но указали на существование и использование соответствующих методов. Один из вариантов — это создание для животных специальных переходов, не позволяющих из-за своих размеров проникнуть через них людям или оснащенных электронными средствами защиты. Исследователи подчеркивают, что выработкой решений должны совместно заняться ученые и Пограничная служба. Например, в Аризоне на границе США и Мексики создано несколько десятков переходов для животных, хотя для многих видов их размер слишком мал.