Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Министр иностранных дел Франции при Наполеоне говорил, что «лучший помощник дипломата — это его повар», пишет NoonPost. С древних времен политики использовали званные обеды для облегчения проведения переговоров. В статье собраны любопытные факты, когда с помощью вкусно приготовленных блюд были предотвращены даже войны.
Французы говорят: «Невозможно добиться дипломатических побед без хорошего обеда». Эта пословица говорит о взаимосвязи еды и дипломатии, показывая, как кулинария влияет на ход переговоров между лидерами разных стран. Такие переговоры часто долго длятся и затрагивают особо чувствительные проблемы, многие из которых в итоге решаются во время обедов и банкетов.
Кулинария — важный инструмент в международных отношениях. Она помогает преодолеть барьеры между президентами и королями. Французский дипломат Филипп Форе говорит: «Дипломаты всегда использовали гастрономию как средство для создания расслабляющей атмосферы, чтобы снизить градус напряженности во время переговоров».
Кулинарная дипломатия
В эпоху глобализации еда стала нечто большим, чем врожденной потребностью человека. Она стала одним из главных инструментов международной геополитики после того, как доказала свою эффективность, неоднократно внося вклад в достижение взаимопонимания и предотвращение крупных дипломатических кризисов.
Шарль Морис де Талейран-Перигор, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, говорил, что «лучший помощник дипломата — это его повар». С древних времен политики использовали званные обеды для облегчения проведения переговоров.
Влияние французской кухни на международную дипломатию побудило журналиста Альберта Мюссе написать статью, опубликованную в газете Le Monde diplomatique в 1956 году, в которой он утверждал, что «Париж, без сомнений, первым изобрел кулинарную дипломатию и использовал ее в свою пользу».
Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала: «Еда — это старейший дипломатический инструмент». Вступив в должность, она стала брать самого известного шеф-повара Америки для поездок в различные страны. Он принимал участие в образовательных и просветительных мероприятиях, проводимых американскими посольствами, чтобы познакомить людей с американской кухней.
Главный шеф-повар Госдепартамента Каприсия Маршалл сказала, что кулинарная дипломатия являлась частью философии бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон. Она считала разумным использование всех дипломатических инструментов, имеющихся в ее распоряжении.
Кухонная утварь на Венском конгрессе
Шарль Морис де Талейран-Перигор — один из самых известных дипломатов в истории Франции. Он отличался гибким умом и сообразительностью. Де Талейран-Перигор находился в напряженной политической атмосфере, работая на правительства с противоречивыми целями и политикой. Французы до сих помнят его ответ королю Людовику XVIII, когда тот выдал ему инструкции для Венского конгресса (1814-1815 годы): «Ваше Величество, мне нужны кастрюли и сковороды больше, чем письменные инструкции».
Как сообщают французские источники, во время конференции, на которой собрались представители европейских государств в надежде разрешить кризисы, вызванные наполеоновскими войнами (поражение Франции), и другие проблемы, стоявшие перед политиками в то время, Де Талейран-Перигор вместе со своим другом, знаменитым шеф-поваром Мари-Антуаном Каремом, более семи месяцев вел «политическую борьбу» с помощью парижской кухонной утвари и вкусных блюд, оказавших в итоге значительное влияние на европейских лидеров. Так «кулинарная дипломатия» смогла сблизить взгляды различных политических деятелей.
«Масгуф» Саддама Хусейна
Саддам Хусейн, который в 70-е годы был вице-президентом Ирака при Ахмеде Хасане аль-Бакре, захотел организовать радушный прием для своего друга Жака Ширака, премьер-министра Франции при президенте Валери Жискаре д'Эстене. Он пригласил его на званный обед в один из городских садов Парижа, о котором французы помнят и по сей день.
Саддам Хусейн взял с собой рыбаков с улицы Абу-Навас, чтобы те приготовили рыбу «Масгуф» и организовали традиционный багдадский банкет в самом центре Парижа в знак близких отношений между Францией и Ираком.
Этот банкет укрепил культурные, политические и экономические отношения между двумя странами и вывел Багдад и Париж на новый уровень сотрудничества, о чем свидетельствует ряд соглашений, включая строительство реактора Таммуз, который был разрушен Израилем в 1981 году, и обеспечение Ирака новейшим оружием во время войны с Ираном (Первая война в Персидском заливе 1980-1988 годов).
Кроме того, Жак Ширак, став президентом Франции в 2002 году, наложил вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, которая должна была предоставить президенту США Джорджу Бушу право начать военные действий против Ирака.
Два корейских блюда
В 2018 году удалось усадить за один стол лидера Северной Кореи Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина. Официальное меню межкорейского саммита включало морскую рыбу, которая напоминала Мун Чжэ Ину о его родном городе Пусане, а также швейцарское ризотто (в основном с картофелем) в память о школьных годах Кима Чен Ына.
Это меню было тщательно продумано и являлось дипломатическим инструментом, что подтвердила профессор Американского университета в Вашингтоне и эксперт в области кулинарной дипломатии Джоанна Мендельсон.
Консультант Сэм Шаппель-Сокол, в свою очередь, рассказал BBC, что еда сыграла важную роль в переговорах как в прямом, так и в переносном смысле. Он назвал меню «прекрасным», так как оно представляло несколько регионов обеих стран, косвенно намекая на союз двух народов. Шаппель-Сокол также добавил, что подача швейцарского блюда президенту Северной Кореи — это небольшая авантюра со стороны составителей меню.
«Ядерный» вкус
В 2015 году проходили переговоры по ядерной программе Ирана, длившиеся более 20 месяцев. Они чуть пять раз не провалились из-за эскалации напряженности между Вашингтоном и Тегераном. Тем не менее все же удалось усадить за один стол лидеров этих двух стран.
Обе стороны принимали пищу отдельно до 4 июля, а после иранцы пригласили американцев отобедать вместе. Вполне вероятно, что это помогло добиться соглашения всего за десять дней.
«Это первый раз, когда дипломаты, видевшие перед собой только оппонентов-переговорщиков, в конце концов разглядели друг в друге людей. И все благодаря еде», — говорит доктор Мария де Берлинер.
В общем, кулинария и дипломатия — это два важных инструмента, соответствующих духу времени, а также две параллельные линии, которые никогда не пересекутся, если еда не понравится политикам. Без этого победа не будет достигнута, а кухонная дипломатия так и останется просто протоколом, который не разрешит сложные кризисы.