Carnegie Moscow Center (Россия): Крым ваш. Зачем Лукашенко признал полуостров российским

Белорусский политолог Артем Шрайбман предложил версию того, почему Лукашенко назвал Крым российской территорией

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Лукашенко сделал несколько заявлений, которые тянут на сенсацию, пишет Carnegie Moscow Center. В том числе белорусский лидер четко заявил, что «Крым де-факто — это российский Крым, а после референдума и де-юре Крым стал российским». Белорусский политолог предлагает свою версию того, почему на признание полуострова российской территорией «Батьке» понадобилось более 7 лет.
Напоминать Москве о своей лояльности Лукашенко нужно будет постоянно, а с признанием Крыма в меню риторических и символических уступок мало что осталось
В интервью Дмитрию Киселеву Александр Лукашенко сделал несколько заявлений, которые даже по его стандартам тянут на сенсацию. После семи с половиной лет балансирования по крымскому вопросу Лукашенко наконец четко проговорил, что «Крым де-факто — это российский Крым, а после референдума и де-юре Крым стал российским».
Кроме этого, он заявил, что если НАТО переместит ядерные ракеты из Германии в Польшу, как допустил генсек альянса Йенс Столтенберг, то Минск, после 25 лет перерыва попросит вернуть на белорусскую территорию российское ядерное оружие.
Лукашенко также пообещал «экономически, юридически, политически» быть в одной связке с Россией, если на нее нападет Украина, и анонсировал совместные с Москвой учения у ее границы.
Разговоры про ядерное оружие — это, конечно, из области фантастики. НАТО пока не планирует размещать в Польше ядерные ракеты (Столтенберг говорил о гипотетических сценариях), а Украина едва ли готова нападать на Россию. Но эта череда воинственных антизападных заявлений и максимальное сближение с российской позицией по Крыму — в первую очередь сигнал о том, что Минск теперь совершенно по-новому расставляет свои внешнеполитические приоритеты.
Втянуть и ублажить Москву
С 2014 года неоднозначная позиция Лукашенко по вопросу «чей Крым?» позволила Минску не только стать площадкой переговоров по украинскому конфликту, но и заинтересовать Запад своим новым миротворческим обликом, особенно на фоне опасной Москвы.
Но времена той оттепели ушли. Политический кризис после выборов 2020 года, запрет европейским самолетам летать в белорусском небе и пророссийский крен Лукашенко сделали Минск непригодной площадкой для переговоров.
Достижения пятилетки активной белорусской многовекторности (2014-2019) девальвировались. Бонусов, которые давало дистанцирование от России, больше нет и не предвидится, учитывая силу нового раздражителя для Запада — кризиса с правами человека. Зато можно вызвать раздражение в Москве, если в такой ситуации продолжать играть в нейтралитет.
Сегодня именно от доброй воли и широкого кошелька Кремля зависит, насколько спокойными будут оставшиеся Лукашенко годы во власти и будущий транзит. Поэтому приоритетом Минска стало добиться благосклонности Москвы, сдав в процессе минимум суверенитета.
Лукашенко решил добиваться этого двумя способами. Делать сильные символические жесты, вроде признания Крыма, и еще глубже втягивать Россию в геополитическое противостояние с Западом. Средства на белорусский бастион, гордо стоящий на пути врагов к Москве, будут выделять куда охотнее, чем на вечно балансирующего союзника, который просто хочет хорошо жить и не реформировать свою экономику.
  1. 1
    Поляки: Минск трубу перекроет, а мы будем на коленях умолять Путина дать нам газ (Gazeta)
  2. 2
    Лукашенко не исключил размещения ядерного оружия в Белоруссии
  3. 3
    Лукашенко: в Белоруссии готовы сделать все для беженцев, попавших в беду (БелТА)
Сначала он просит поставить (и получает) комплексы С-400 на границу с Польшей, затем — проводить регулярные облеты вдоль этой границы российскими стратегическими бомбардировщиками в ответ на переброску польских солдат к очагам миграционного кризиса. Потом пугает российским ядерным оружием и совместной войной против Украины, если та начнет первая.
Есть две версии, объясняющие, почему именно сейчас таких заявлений стало много и Лукашенко оказался готов на уступку по Крыму. Во-первых, идут переговоры о новом трехмиллиардном кредите для Минска по линии Евразийского банка развития, который контролирует Москва.
Во-вторых, недавно Путин, выступая в МИД России, неожиданно посоветовал белорусской власти вести диалог с оппозицией, добавив, что в стране остаются проблемы, несмотря на то что ситуация внешне стабилизировалась. Лукашенко отреагировал нервно, предложив Путину сначала провести переговоры с Навальным.
Как и многие аналитики, в белорусской власти, вероятно, посчитали совет от Путина признаком какого-то недовольства. Оно могло возникнуть, например, из-за попыток Минска превратить и так затянутую, но обещанную Москве конституционную реформу в механизм продления власти Лукашенко на новом посту.
Так или иначе, оставлять Россию чем-то недовольной сейчас — не лучшая идея, пока обсуждаются кредиты, а Запад вводит новые пакеты санкций, которые надо обходить совместными усилиями союзников.
Подтверждение имиджа
Если бы Лукашенко признал Крым российским до 2020 года, это вызвало бы удивление западных государств и гнев Украины. Сейчас же в этих странах он приобрел репутацию отчаянного и нелегитимного деспота, который готов на все ради выживания. В логике скатывания вниз по воронке самоизоляции признание Крыма было неизбежным.
А белорусские соседи — Литва, Польша и сама Украина — и так давно перестали воспринимать Минск как самостоятельного игрока. В их оптике заявления Лукашенко — лишь приведение формы белорусского режима в соответствие с его пророссийским марионеточным содержанием.
Из-за низкой планки ожиданий реакция на заявления Лукашенко оказалась довольно вялой. Евросоюз и США пропустили мимо ушей его слова и про Крым, и про ядерное оружие, и другие угрозы. Все были заняты подготовкой и принятием новых санкций за организацию миграционного кризиса.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в ответ и вовсе подразнил Лукашенко, заявив, что нет смысла реагировать на его «поток сознания», а надо судить по делам. Видимо, Киев готовится к демаршам после того, как Лукашенко, следуя своим обещаниям, поедет в Крым в нарушение украинских законов.
Последствия будут, но не стоит ждать полного разрыва отношений. Вполне вероятно, что Киев снизит уровень представительства в Минске — отозвав своего посла и отправив домой белорусского. Возможны какие-то новые персональные санкции за поездки на полуостров и торговые войны, но главную статью белорусского экспорта на украинский рынок — нефтепродукты — Киев перекрывать не готов.
Топливной взаимозависимости двух стран много лет. Белорусские НПЗ поставляют около 40% своих нефтепродуктов — бензина, дизеля и битума — именно южной соседке. По итогам 2021 года сумма этого экспорта превысит $2 млрд.
Заместить их для Украины в обозримой перспективе нечем. Своя нефтепереработка только начала восстанавливаться. Наращивать импорт из России взамен белорусского было бы странно, если проблема в Крыме. А нефтепродукты из Польши были бы слишком дорогими.
Не будет, скорее всего, и отдельных западных санкций за крымский эпизод. Минск уже находится в другой санкционной лиге — ограничения вводят за угрозы региональной стабильности, вроде перехвата самолета Ryanair или ситуации с мигрантами. На этом фоне риторика Лукашенко по поводу российских территориальных споров с соседями вторична.
Вероятно, именно из-за осознания, что терять с Западом и Украиной, по большому счету, нечего, Лукашенко и набрался смелости сделать долгожданный для самой проимперской части российской элиты жест.
Ложка не к обеду
Учитывая сегодняшний контекст, заявления Лукашенко вряд ли приведут к чему-то прорывному и в отношениях с Кремлем.
Поддержка российской позиции по Крыму была бы оценена по достоинству, если бы проявилась тогда, когда она чего-то стоила Минску. А дружеский жест от безысходности, когда многовекторность перестала давать плоды, оставляет ощущение не самого искреннего шага.
При этом Москве, разумеется, выгоден и приятен любой кризис в отношениях Минска и Киева. Это снижает как вероятность каких-то согласованных действий двух транзитных стран в будущем, так и свободу маневра Минска, его шансы вернуться к какому-то подобию многовекторности.
С заявлениями Лукашенко о признании Крыма, как и с некоторыми другими обязательствами, которые он на себя берет, есть и другая проблема — устойчивость после смены режима.
Кризис легитимности Лукашенко означает, что у завтрашней или послезавтрашней власти будет соблазн отказаться от каких-то из обещаний и шагов прежнего режима, сославшись на то, что их делал узурпатор от своего имени.
Это уже сегодня звучит в риторике белорусской оппозиции: мы будем выполнять только те из обязательств, взятых Лукашенко после августа 2020 года, которые выгодны белорусскому народу. И если за кредиты Януковичу можно было хотя бы судиться, с таким политическим (а не международно-правовым) актом, как признание Крыма российским, это невозможно.
Время покажет, повлияет ли этот шаг Минска на финансовую уступчивость Москвы. Белорусскому государству предстоит выплатить 3,4 миллиарда долларов по долгам в следующем году и больше 4 миллиарда долларов — в 2023-м. Учитывая эффект западных санкций и состояние валютных резервов, без новых российских займов не обойтись.
В сентябре Путин пообещал дать 630 миллионов долларов до конца 2022 года, что явно недостаточно. Поэтому крымская дипломатия Лукашенко и, что важнее, нежелание Кремля доводить союзника до дефолта и хаоса, скорее всего, позволят Минску рассчитывать на большее.
Проблема в том, что напоминать Москве о своей лояльности Лукашенко нужно будет постоянно, а с признанием Крыма в меню риторических и символических уступок мало что осталось.
Дальше придется либо жертвовать чем-то священным, вроде госсобственности или кусков суверенитета, либо идти на такую эскалацию с соседями, чтобы у Кремля не было возможности оставаться в стороне. Пока кажется, что Лукашенко склоняется ко второму пути, и это сегодня главный источник рисков для региона.
Статья подготовлена в рамках проекта, реализуемого при поддержке Посольства Дании в России
Обсудить
Рекомендуем