Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор Yahoo News Japan задается вопросом: начнется ли на Украине война между Россией и США? До столкновений в Черном море пока не дошло, но обстановка там уже достаточно мрачная, отмечает колумнист. США вряд ли сами развяжут войну, если только российские войска не перейдут границу. Москва также не хочет войны, поскольку «вряд ли сможет победить НАТО» в полномасштабном столкновении.
Появились тревожные новости — Россия планирует нанести военный удар по Украине в начале 2022 года.
Об этом 3 декабря сообщила газета Washington Post (электронная версия): в соответствии с докладом, подготовленным разведывательными службами США, Россия планирует масштабное вторжение на Украину.
В докладе отмечается, что это будет многофронтовая операция с участием до 175 тысяч военнослужащих.
Почему это происходит? НАТО и ЕС
Начнем с причин происходящего.
В двух словах, Украина желает вступить в Организацию Североатлантического договора (НАТО), а Россия хочет этому помешать.
До этого Украина хотела присоединиться к Европейскому Союзу (ЕС). Поэтому попыталась подписать соглашение об ассоциации с ЕС в качестве формального шага в направлении членства в ЕС.
Это возмутило (или, скорее, расстроило) Россию и привело к украинскому кризису 2014 года. Россия аннексировала Крымский полуостров в форме референдума, на котором население проголосовало за вхождение в ее состав.
Крым является важнейшим стратегическим пунктом, обеспечивающим выход из Черного моря в Средиземное. Он был нужен России во что бы то ни стало.
Крым является важнейшим стратегическим пунктом, обеспечивающим выход из Черного моря в Средиземное. Он был нужен России во что бы то ни стало.
До этого времени Украина была, грубо говоря, как Белоруссия сегодня — независимой страной после распада СССР, но при этом она всегда придерживалась пророссийских взглядов и никогда не игнорировала желания России. Украина находилась под российским влиянием. Все изменилось, когда она захотела вступить в ЕС.
С тех пор в восточной части Украины, граничащей с Россией, бушует гражданская война. Ее называют «войной в Донбассе» по названию региона.
Несмотря на продолжающийся кризис, соглашение об ассоциации с ЕС было подписано. Опять же, это первый шаг к тому, чтобы стать кандидатом на членство в ЕС, и нет никакой гарантии, что это действительно произойдет. Тем не менее, без этого шага ничего нельзя сделать.
Я живу в Париже, и мне кажется, что количество украинцев во Франции действительно увеличилось.
Следующий шаг для Украины — это НАТО. ЕС не является военной организацией (но, возможно, станет таковой в будущем). Оборона и вооруженные силы Европы находятся в ведении НАТО, возглавляемой США. Украина, в которой продолжается гражданская война с участием России, на самом деле хочет вступить в НАТО ради собственной безопасности.
Россия тем временем требует от США гарантий безопасности, например, отказ от отправки натовских войск на Украину и отказ от принятия этой страны в НАТО.
Что из себя представляет гражданская война?
Говорят, что президент России Владимир Путин планирует военное вторжение на Украину, но в чем суть этого плана? Давайте рассмотрим поподробнее.
Взгляните на карту ниже. Украина обведена жирной черной линией.
Красная зона — это регион, который отстаивают сепаратисты из пророссийской Украины. Само собой разумеется, что сепаратисты — это сила, поддерживаемая Россией.
Об Автономной республике Донбасс заговорили еще в 2006 году, до начала украинского кризиса.
Важным моментом здесь является то, что если этот план будет реализован, то Крым окажется под абсолютным контролем России.
Даже если Украина в будущем вступит в НАТО, Россия обеспечит маршрут из Черного моря в Средиземное, если этот регион будет находиться в ее сфере влияния.
В настоящее время Крым называется Автономная Республика Крым.
По результатам референдума 2014 года Россия включила Крым в свой состав, утверждая, что крымчане избрали ее, поэтому полуостров находится под российским контролем. В свою очередь, ЕС, США и Япония считают Крым частью Украины.
Посмотрите на следующую карту.
Темно-зеленым выделена самопровозглашенная Донецкая народная республика, а светло-зеленым — Луганская народная республика.
Эти две республики были созданы пророссийскими силами в апреле 2014 года, после референдума в Крыму в марте 2014 года. Украинцы считают их повстанцами и террористами.
Они гораздо меньше, чем территория, отмеченная красным выше.
Причина «самопровозглашения» заключается в том, что ни одна из стран-членов ООН не признала ни одну из них.
Они были созданы при поддержке России, но она их также не признает. Можно сказать, что Москва придерживается формальности, по которой «они являются странами, созданными по воле жителей», и «Россия углубляет отношения с обеими сторонами также по воле их населения».
Я очень сомневаюсь, что в ЕС есть подхалимы, которые верят в это и не подвергают сомнению.
Между тем очевидно, что и Крым, и Восточная Украина находились под крылом России. Действительно, там много русскоязычного населения.
Почти 30 лет назад Украина была частью СССР, а государство под таким названием пока находится в процессе становления.
Так президент Путин дает почувствовать, что он европеец. В этом отличие от Китая (хотя некоторые считают, что Пекин подражает России, чтобы не оказаться в изоляции в международном сообществе).
В попытке разрешить эту конфликтную ситуацию в сентябре 2014 года в Белоруссии были подписаны Минские соглашения. Их подписали две самопровозглашенные республики, Россия и Украина под наблюдением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Целью было прекращение конфликта и вхождение в состав Украины в обмен на большую автономию для регионов, находящихся под контролем антиукраинских сил.
Но этот договор не возымел эффекта, и в феврале 2015 года было подписано очередное соглашение под названием «Минск-2». К нему официально присоединились Франция и Германия.
Эти соглашение, возможно, помогло предотвратить худшее. Но все-равно оно не работает по максимуму.
Чем дольше будет сохраняться нестабильность, тем сильнее Украина будет хотеть вступить в НАТО. Если она сделает это, США и европейские страны (большинство из которых также являются членами ЕС) будут обязаны защищать Украину. Сейчас она не является членом НАТО, поэтому на них нет такой ответственности.
Украинцы протестуют против вмешательства России, поскольку это касается только Украины и Запада. Но их не слышат.
Какова текущая ситуация? Как реагируют США?
Неужели разразится очередной кризис?
В результате конфликта на востоке Украины погибло более 13 тысяч человек.
Во второй половине 2020 года было достигнуто перемирие, но в январе этого года обстановка начала меняться. Это произошло на фоне ухудшения отношений между США и Россией, когда новый американский президент Джо Байден обвинил Россию в кибератаках и назвал президента Путина «убийцей».
По данным ЕС, вблизи Украины находилось около 100 тысяч российских солдат. В апреле ситуация накалилась, но к концу месяца российские войска, которые в течение нескольких недель находились вблизи границы, были отведены.
Но в ноябре они снова стали концентрироваться. Это связано с тем, что Украина и США начали новые дискуссии по поводу НАТО.
С учетом прошлого опыта возникают мысли, что даже если Россия попытается вновь расшатать ситуацию, все будет улажено, и худшего не произойдет. Худшее, что может произойти, это пересечение российскими войсками границы Украины и начало полномасштабной войны.
Что касается двух самопровозглашенных республик, то, по крайней мере, Россия отрицала применение регулярной армии. Самое худшее случится уже в том случае, если Россия признает это. В последние несколько дней появились сообщения о том, что операция может начаться в начале следующего года.
Если рассмотреть прошлые события, можно подумать, что так далеко дело не зайдет, но это не совсем так. Мы не можем быть полностью уверены, поскольку не знаем, на что готов пойти российский лидер. Дело в том, что Россия постепенно теряет свои позиции.
Ярким примером является Молдавия — бывшая советская республика.
В ноябре 2020 года президентские выборы в Молдавии выиграла прозападный премьер-министр Майя Санду, которая победила пророссийского кандидата.
В июле этого года она распустила парламент и назначила всеобщие выборы, в результате которых ее партия «Действие и солидарность» получила полновластное большинство. Падение влияния России стало очевидным.
Я считаю, что в долгосрочной перспективе мир, несомненно, станет более демократичным.
Я считаю, что в долгосрочной перспективе мир, несомненно, станет более демократичным.
Наступит и реакционная эпоха (возможно, уже наступила). Мир будет делать три шага вперед и два назад. Тем не менее мы будем постепенно развиваться, и я считаю, что демократизация — неизбежная часть истории.
Европа, в частности, в этом смысле пионер. Это и есть мощь, а также достижения Европейского союза, который был создан группой промышленно развитых стран ради мира.
Европа, в частности, в этом смысле пионер. Это и есть мощь, а также достижения Европейского союза, который был создан группой промышленно развитых стран ради мира.
Что будет делать президент Байден?
Несмотря на то, что на словах он может яростно критиковать президента Путина и Россию, о президенте Байдене говорят как о реалисте.
3 декабря глава США объявил об инициативе по защите Украины в случае российского вторжения. По его словам, это сделано для того, чтобы помешать президенту Путину сделать то, чего все так опасаются.
Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки ограничилась лишь заявлением о том, что в распоряжении США имеется целый ряд инструментов. Конечно, существует вариант экономических санкций, но она не ответила на вопрос о возможных военных действиях.
Президенты Байден и Путин должны провести встречу.
Несомненно, Байден пытается возродить традиционные связи между США и Европой, которые разрушил бывший президент Трамп. Таким образом, он проявляет интерес к Украине (в отличие от Трампа) с точки зрения защиты европейской демократии, что продолжается со времен холодной войны.
В начале сентября президент Украины Владимир Зеленский посетил Белый дом. Байден пообещал сохранить суверенитет и территориальную целостность Украины перед лицом российской агрессии.
Для президента Путина визит украинского президента в США для переговоров, в том числе по вопросу членства в НАТО, стал одним из самых больших предметов для беспокойства и основным фактором, приведшим к нынешнему кризису.
Но в действительности президент Байден не слишком углублялся в тему членства в НАТО. Кроме того, сообщалось, что его разочаровали проблемы коррупции и управления на Украине.
Более того, в мае этого года США отменили экономические санкции против операторов строящегося газопровода «Северный поток-2».
Он будет вести прямо из России в Германию по дну Балтийского моря. Этим «Северный поток-2» отличается от газопроводов, которые проходят по суше через Украину, Белоруссию и Польшу (эти страны получают прибыль от транзита газа).
Прямой выход на Германию геополитически выгоден для России. Несмотря на это, США сняли санкции.
Для Германии и Европы так меньше риск осложнения ситуации из-за политических проблем в транзитных странах, например, Украине, которые могут перекрыть поставку газа. Европе стабильнее поставлять газ напрямую из России, чем получить неопределенность с поставками энергоносителей и сталкиваться с кризисом каждый раз, когда возникают проблемы.
Можно сказать, что администрация Байдена отдала приоритет своим партнерам из западных держав, а не Украине, и что она пыталась улучшить отношения с Россией.
Несмотря на критические заявления о расколе Европы и слабой позиции в отношении России, Байден доказал, что он — прагматик.
Начнется ли война?
До военных столкновений в Черном море пока не дошло, но обстановка там достаточно мрачная.
США вряд ли сами развяжут войну, если только российские войска не перейдут границу.
Администрация Байдена только освободилась от бремени Афганистана. Они председательствуют на «саммите за демократию», где критикуют Китай и Россию, но в Европе это воспринимается скорее как кампания против поднебесной.
Я думаю, что Россия также не хочет войны, поскольку вряд ли сможет победить НАТО в полномасштабном столкновении. До тех пор, пока российские войска не пересекают границу, у них не будет проблем с США. Москва могла бы и впредь спокойно расшатывать ситуацию, но не все так просто…
Как я отметила выше, мы не можем быть уверены в том, что Россия, которая все больше теряет позиции, не пойдет в будущем на решительные меры ради защиты Крыма. Ведь это в интересах последующих российских поколений.
Если Россия перебросит свою армию и обеспечит безопасность территории, ведущей к Крыму — будь то через прямой контроль или поддержку российскими регулярными силами самопровозглашенных республик — она сможет обезопасить морской путь из Черного моря в Средиземное.
Обеспечение безопасности морских путей и незамерзающих гаваней было частью развития Российской империи, и это — неотъемлемая составляющая истории страны.
В тотальной войне с США или НАТО, у России шансов нет, но такая война вообще маловероятна, и она может победить в косвенном конфликте. Другими словами, существует возможность победы за счет использования политической и дипломатической силы.
Кроме того, ранее США и НАТО никогда не вмешивались — ни во время конфликта в Грузии в 2008 году (из-за Южной Осетии), ни в 2014 году во время аннексии Крыма. Их красная линия — страны, входящие в НАТО. Ни Грузия, ни Украина не являются членами НАТО.
Даже внутри ЕС мнения, скорее всего, разделятся. Страны Восточной Европы, которые граничат с Украиной, выступают за ее принятие в НАТО. Сейчас линия обороны НАТО — это граница их собственных стран. Лучше эту линию отодвинуть подальше. Чем дальше, тем спокойнее.
С другой стороны, на уровне глав государств и правительств, хотя они никогда не говорят об этом открыто, существует мнение, что лучше иметь буферное государство в лице Украины, чем непосредственно граничить с Россией.
Если Россия сможет воспользоваться этими разногласиями в ЕС, она обратит их в свою пользу.
Если Россия сможет воспользоваться этими разногласиями в ЕС, она обратит их в свою пользу.
Но осуществимо ли это? Президент Путин хотел бы обеспечить контроль над Крымом, взяв под свой контроль весь Донбасс, но нынешняя ситуация — это только две автономные республики.
Самая большая слабость президента Путина заключается в отсутствии преемника. Сейчас ему 69 лет. Это его слабость потому, что он европеец. Например, в КНДР, скорее всего, будет кровный преемник. В Китае все держится на системе однопартийной диктатуры Коммунистической партии. Стоит ли говорить о том, что в Восточной Азии культурный уровень ниже?
С точки зрения США и Европы, после смерти Путина или когда его власть с возрастом значительно ослабнет, Белоруссия и Россия, несомненно, будут двигаться к демократии, хотя этот путь и не будет легким. Поэтому в этом вопросе они могут положиться на ход истории (более серьезной проблемой является Китай).
Но знает ли об этом президент Путин? Как он представляет себе Россию после своей смерти?
Российский лидер однажды сказал, что территориальные споры Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха будут решены последующими поколениями. Но Крым находится в совершенно ином положении.
Из Черного моря в Средиземное — это не проблема последних лет, как, например, холодная война или конфликт с США, а вопрос геополитических национальных интересов России, которые находятся под угрозой со времен Петра Первого. Для России это — серьезный территориальный вопрос. Даже если сейчас ситуация успокоится, он возникнет вновь.
Я считаю, что президент Путин, как и все люди, приближающиеся к 70 годам, осознает свой возраст. И он не выглядит настолько старым, чтобы не понимать этого.
Какую стратегию разработает авторитарный лидер Путин и какое решение он примет, когда поймет, что у него осталось мало времени? Или в итоге он не сможет ничего предпринять?
В конце мне хотелось бы отметить, что Россия склонна смотреть на Восток в случае неудачи на Западе. Другими словами, если дела на Украине или в Черном море не заладятся, она может переключиться на Японское море. Это будет очень сложный вопрос, затрагивающий как китайско-российские, так и китайско-японские отношения.
Европе удалось вырваться из этого омута. Франция, Германия, Италия… Страны Европы воевали друг с другом каждые сто лет, но, приняв волевое решение о создании ЕС, они положили конец этой войне. Есть чему позавидовать!
Саори Имаи:
Живет и работает в Париже. В центре ее исследований — встреча различных цивилизаций, меняющееся европейское общество, равенство и свобода. Пишет об обществе, культуре и международных отношениях. Получила степень магистра в области международных отношений и европейских исследований в Университете Сорбонна.
Является членом Ассоциации ЕС-Япония и Франко-японского общества политологии. Состоит в Ассоциации французско-японской прессы. Работает переводчиком во французской правительственной организации. Бывший редактор издательства. Окончила Университет Васэда.