Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Заявление Зеленского о готовности инициировать референдум по вопросу Донбасса — настоящая сенсация, сообщают «Вести». Автор статьи проанализировал соответствующие информационные посылы, которые поступают с Запада и из России, и пришел к неожиданным выводам.
После переговоров Байден — Путин на прошлой неделе, а также беседы Байден — Зеленский по прошествии двух дней складывается впечатление о разблокировании широкого диалога по Донбассу. Из инсайдов, которые сливают американским СМИ высокопоставленные сотрудники Белого дома, следует, что в процесс активно включается Вашингтон.
Москва также заявила: она не против подключения США к «нормандскому» формату. На этом фоне сенсационной новостью прозвучало заявление Владимира Зеленского о готовности инициировать референдум по вопросу Донбасса и Крыма. «Вести» проанализировали все информационные посылы, которые поступают со стороны западных партнеров и РФ, и пришли к неожиданным выводам.
США пригласят РФ к диалогу
Вскоре после саммита президентов США и РФ на минувшей неделе поступило несколько сигналов: невведение санкций против 35 представителей ближайшего окружения Владимира Путина, а также исключение Конгрессом из проекта оборонного бюджета на 2022 год санкционных ограничений против «Северного потока — 2». Обе отмены Киев назвал случайным совпадением: советник главы ОП Алексей Арестович сказал СМИ, что санкции просто «переложили в другую корзину» — и задействуют в случае агрессии РФ вкупе с отключением от системы SWIFT. Однако это было только начало процесса.
8 декабря, общаясь с журналистами возле Белого дома, президент США заявил, что его страна не станет воевать с РФ за Украину (о том, что в конфликт не включится НАТО, генсек Альянса Йенс Столтенберг заявлял еще в конце ноября). Вопрос расширения НАТО на восток, читай — присоединение к нему Украины, в риторике Байдена хотя и является «внутренним делом» Альянса и Киева, но, по его словам, также может дискутироваться с РФ. Более того, Байден даже анонсировал встречу «на высоком уровне» между США, еще четырьмя главными союзниками и РФ «для выработки каких-либо мер для снижения напряжения на восточном фланге». Симметрично последовал сигнал из Москвы. Один из чиновников МИД РФ, Олег Красницкий, заявил в комментарии СМИ: «Противопоказаний к подключению США к „нормандскому формату" нет, поскольку они реально влияют на Украину».
Наконец, остро встал вопрос выполнения Минских соглашений, который буксует в силу разных причин (Киев обвиняет в невыполнении пунктов Москву, и наоборот). О том, что неудобную для Украины тему поднимали в беседе Байден и Зеленский, сообщил сайт Белого дома (ОП предпочел скромно умолчать). Затем агентство AP со ссылкой на источники в администрации США предположило, что Вашингтон будет давить на Украину с тем, «чтобы она официально дала автономию восточным украинским землям, которые сейчас контролируются пророссийскими сепаратистами». Конкретизировалось: задача Байдена — побудить Украину «принять сложившееся положение дел на востоке, и чтобы одновременно это не выглядело как уступка Путину».
Белый дом устами своего пресс-секретаря Джен Псаки дезавуировал посыл, а советник главы ОП Михаил Подоляк в комментарии транслировал прежний посыл — о нежелании РФ выполнять договоренности: «Проблема явно не в том, что прописано или не прописано в украинском законодательстве… РФ не выполнила даже базовые пункты договоренностей — о прекращении огня, освобождении заложников и нормальной работе КПВВ… Анонимные источники и гипотетические рассуждения — весьма ненадежный фундамент».
Что покажет плебисцит
Впрочем, ближе к выходным Владимир Зеленский дал развернутое интервью дружественному телеканалу «1+1», в котором допустил проведение референдума по вопросам имплементации положений, прописанных в Минских соглашениях, в украинские законы.
«Я не исключаю референдума относительно Донбасса в целом. Это может быть относительно Донбасса, Крыма, прекращения войны. Может быть так, что какая-то страна будет предлагать нам какие-то условия. Но если будет сложный вызов, я точно буду советоваться с нашим обществом», — сказал президент.
Предложения о проведении плебисцита по тем или иным вопросам постоянно звучат из его уст: в июне 2021-го он предлагал вынести на обсуждение «антиолигархический» закон, в октябре — о прямых закупках газа у РФ, весной 2020 года — о членстве Украины в НАТО.
«О том, что референдум по Донбассу проводить необходимо, я говорю уже шесть лет, однако в нынешних обстоятельствах его проведение даст однозначный ответ „нет!" от украинского общества, что, в свою очередь, позволит Зеленскому ответить американцам, мол, мы — демократическое государство, что еще можем поделать?..» — комментирует «Вестям» политолог Руслан Бортник.
Действительно, соцопрос, проведенный 6-8 декабря социологической группой «Рейтинг», свидетельствует о крайней непопулярности вопроса Минских соглашений у населения — 54% респондентов высказались за пересмотр текста и подписание новых договоренностей, 21% — за выход Украины из переговорного процесса в принципе и решение вопроса без участия международных посредников (и лишь 12% убеждены в необходимости выполнения Минска).
«Это мнение — просто следствие планомерной работы государственного механизма и больших телеканалов. Полгода свободной конкуренции мнений на ключевых „кнопках" страны — и мнение изменится в корне, большинство будет „за" реализацию соглашений, хотя бы потому, что они означают украинский флаг над Донецком и Луганском, а не наоборот», — заключил Бортник.
Операция «Буря 2.0»
Стоит отметить, что, если в качестве «предохранителя» во внешней политике идея референдума неплоха, то во внутриполитических реалиях может столкнуться с ожесточенным сопротивлением радикально настроенных кругов. Примерно как осенью 2019-го, когда около 8 тысяч «волонтеров, ветеранов АТО и представителей небезразличной общественности» собрались под ОП, чтобы очертить для президента „красные линии"».
Реакция со стороны оппозиционных сил уже последовала — ожидаемо негативная. «Я категорически не согласен с тем, чтобы референдумы использовались как технология для проведения, в том числе, и неукраинских решений. Обсуждать неизвестные вопросы, да еще и, как было сказано, вынесенные или предложенные другими странами, — я думаю, что это была бы просто ужасная ошибка», — высказал мнение пятый президент Петр Порошенко.
Депутат Инна Совсун («Голос») назвала заявление о референдуме «безответственным». Экс-премьер, представитель «ястребиного» крыла предыдущей власти, Арсений Яценюк, уточнил, что «вопросы территориальной целостности на референдум выносить запрещает конституция». А раз так, сама идея референдума задает рамку политического противостояния на ближайшее будущее.
Впрочем, политолог Валентин Гладких считает, что идея все-таки соответствует конституции. «Единственный вопрос тут — как оформить идею юридически и какой вопрос задать. Возможны два варианта: один — спросить людей, какие концептуальные варианты разрешения конфликта в Донбассе приемлемы, т. е. с какими позициями государство может выходить на переговорный процесс, а какие — категорически невозможны. Второй — когда в результате переговорного процесса будет наработана совокупность документов и мы вынесем на референдум вопрос: поддерживаете ли их подписание и принятие», — уточнил Гладких.
Как бы там ни было, похоже на то, что Украина и США сегодня пытаются согласовать общий подход и алгоритмы реализации Минских соглашений. Именно об этом говорит комментарий замглавы ОП Андрея Сибиги по итогам общения Зеленский — Байден в конце минувшей недели: «Украинская сторона представила наше видение дальнейших шагов имплементации Минских соглашений, которые базируются на украинском национальном интересе». И, по мнению Руслана Бортника, позиция США и РФ в вопросе Минска не различается кардинально. «Они скорее совпадают: и те, и другие считают, что возвращение Украине Донбасса в качестве автономии — совершенно нормальный сценарий. Обе страны федеративны, и на регионализм смотрят вполне спокойно», — говорит Бортник «Вестям».
Однако позиция США и их активность в переговорах с РФ еще не означают, что Запад имеет консолидированный взгляд на проблему Донбасса. «Коллективной позиции Запада не существует. Американцы-то давят на Киев с выполнением «Минска», но в ОП переориентировались, в том числе, на новых «патронов» — британцев, которые хотят стать серьезным игроком в Европе и влияют на страны, которые раньше были серьезно вовлечены в орбиту США, — ту же Польшу и Венгрию. А их позиция проста. «Ни пяди родной земли, — говорит «Вестям» политолог Кость Бондаренко. — С этой точки зрения, Офис президента может проявить непослушание — примерно как Хорватия в 1995 году, когда США советовали ей признать автономию Сербской Краины, а те, вместо этого, осуществили операцию „Буря"».